«СО-ЦВЕ-ТИЕ»  или  цветочный натюрморт в рамках весны (8 марта 2011г.)

Эта выставка появилась как неизбежная реакция на долгую и холодную и на редкость снежную зиму 2010-2011года. Жажда жизни и радости определила и тематику — букет цветов. Не хрупкая и нежная зелень весенних побегов в рамках пейзажа, а именно букетов, как уже свершившееся торжество зрелости и буйного цветения, как  визуальная гарантия жизни и радости впереди.

Название так же пришло не случайно. Соцветие художников, соцветие разных техник исполнения и материалов. Сохраняя основные традиции жанра цветочного натюрморта, художники  главный акцент в композиции отвели  самому букету. При этом выставку нельзя отнести к классическому пониманию натюрморта с дополнительными составляющими предметами. Она не рассчитана на глубокий искусствоведческий анализ поставленных задач перед художником.

 Это скорее мимолетный взгляд, единое дыхание запечатленного  мгновения чувства  в долгом часовом поясе времени жизни. Будь то широкие и пастозные маски в яркой мозаике радости и брызжущего цвета в работах Зазы Харабаде, либо тщательно написанные и глубоко рассмотренные, наполненные чувственным настроением цветы Ольги Шаповаловой  или танцующий в вихревом потоке букет сирени Тепляшовой, они меньше всего привлекают внимание сложностью сюжета. Здесь торжествует чистота живописи зрительного порядка.

 Нежность и трепетность акварельного мазка в работах И.Мосесовой, ее нарочитая недосказанность несет в себе дыхание весны и перекликается со звучным цветом желтых роз в хрустальной вазе акварели Баженовой Ольги.  Неся в себе извечную ускользающую мимолетность и радость сопереживания. Устойчивым и уравновешивающим аккордом в этом ряду выступают букеты Афанасьевой. Выполненные в технике а-ля-прима, они несут в себе роскошную пестроту букета полевых цветов. Вся композиция этих букетов с центральным цветовым пятном ромашек и ноготков, дополняется   веерообразным расположением более хрупких и мелких веточек вокруг, собираясь воедино в сосуде и устанавливается твердой рукой художника на плоскость. Что придает самому произведению незыблемость и вечность.

Брызжущей синевой наполнена живопись кисти Лигостаевой «Натюрморт с гладиолусами» и «Ирисы» Николаевой. Уверенность и точность маска усиливает цветовую контрастность  букета, а импрессионистическая недосказанность изображаемого (высказанного), дает зрителю повод к размышлению и продолжению сопереживания. Продолжая тему ирисов  Майская представила «портрет» цветка, предоставляя возможность созерцания всех таинств и глубин кратковременного цветения ириса, используя для этого все возможные ресурсы техники исполнения батика. Завершают выставку весенние букеты Ольги Астафьевой в весьма редкой технике –ниткографии. 

  Возможно, будь эта экспозиция представлена  в осенний период, она несла бы другие чувства, возможно, не была бы столь ожидаема и радостна.  Но открывшись в весенние мартовские дни, наполнив зал музея своим теплым дыханием и цветом, она стала истинным соцветием чувств, переживанием и воспоминанием о будущем.

искусствовед Ирина Ерошкина,
зав. выставочным отделом музея истории профессионального образования