Художественный музей — это не только коллекция. Это люди, которые работают с произведениями искусства, люди, чья работа часто незаметна, но всегда очень важна.

Многие думают, что художественный музей — это выставочные залы и экспозиции, не догадываясь, что часто работа музейного профессионала «скрыта за кадром».

Огромная коллекция требует постоянного контроля и заботы, поэтому в любом музее есть человек, отвечающий за сохранность фондов — это главный хранитель. Ковалевич Нина Михайловна пришла в галерею в 1968 г., через два года после ее открытия. Начав работу научным сотрудником, много лет изучала коллекцию, вела фондовую документацию (для непосвященных: чтобы оформить работу, поступившую в фонды, предположим, подаренную художником, необходимо составить и написать массу документов — дарственную, акт на постоянное поступление, записать данные в книгу поступлений, инвентарную книгу, завести карточку, внести информацию в картотеки галереи и т.д., и только после этого с произведением искусства будет работать научный сотрудник). В 1985 г. Нина Михайловна стала главным хранителем галереи. Практически всю коллекцию сегодня она знает наизусть — это результат бесценного 36-летнего опыта работы в галерее.

Плешивцева Светлана Антоновна — целительница вечной красоты, единственный профессиональный реставратор 1 категории не только в галерее, но и во всем Приморье. Жизни картины, как и человеческой, отмерен определённый срок. И от воли случая зависит, будет храниться произведение искусства в музее под присмотром специалиста, или пылиться на чердаке старого дома.

Очень часто бывает, что картина все-таки попадает в музей, но в плачевном состоянии. Холст деформирован, порван, красочный слой осыпается, старый лак потемнел так, что невозможно рассмотреть авторскую живопись. Такая картина похожа на больного человека, попавшего на прием к врачу. Очень много значит, к какому целителю она попадет.

Картинной галерее повезло. В её стенах уже 37 лет работает художник-реставратор Плешивцева Светлана Антоновна. Цена мастерства — 15 лет ежегодных поездок на стажировки в ВХНРЦ (Всесоюзный Художественный Научно-Реставрационный Центр) им. И.Э. Грабаря в Москве. Светлана Антоновна — уникальный специалист, работа которого требует ювелирной точности и чувства меры, ответственности и бесконечного терпения. Это многолетний и многотрудный путь от ученика — к Мастеру.

Батиевская Ольга Алексеевна работает в галерее 27 лет. За эти годы она прошла путь от научного сотрудника до заместителя директора. Музей невозможно представить без научно-исследовательской работы, это одна из составляющих, делающая музей — музеем. Научно-исследовательская работа, экскурсии, лекции, статьи, работа над научным каталогом, телевизионные передачи (многие наверняка помнят замечательную передачу «Мгновения музейной тишины»), научные консультации и многое другое — забота Ольги Алексеевны. О.А. Батиевская является автором первого (и, к сожалению, пока единственного) научного каталога «Русская живопись XVII — первой половины XIX века в собрании Приморской краевой картинной галереи».

Изображение: Ф.С. Рокотов «Портрет князя Д.М. Голицына», 1773 г.

Ерошкина И.П.

Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей «Клуб директоров» / раздел Бизнес и культура, №69, июнь 2004/ Оригинал статьи: http://www.bazar2000.ru/