«… и я  принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуюсь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его… Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать…»

М.В. Нестеров

Соловки! Для каждого художника обязательное место для постижения великого таинства Русского Севера. Это место с противоречивой историей, наполненное загадочными явлениями. Независимое,самодостаточное, где суровая жизнь диктует свои жесткие условия пребывания, где непрерывно творится молитва монахов и спасение обретается в ежечасном труде.

Сегодняшние поездки на Соловки перестали быть чем-то необычным для художников. Поезда, катера и самолеты упростили путь на острова, но от этого они не потеряли своей манящей силы. Ежегодно, в  разные времена года на Соловках можно встретить людей с этюдниками.

Что для художников новые места? Это — эмоциональное наполнение, потрясение, пик вдохновения, из чего и далее рождаются полотна, темы для творчества и, наконец, возможен просто новый поворот жизни. Соловки и есть то САМОЕ сакральное место. Никогда не знаешь, КАК повлияет на тебя встреча с архипелагом. Великая мощь северных ветров, нескончаемые просторы Беломорья, багряные закаты в период белых ночей и валуны-великаны, что вплетены в историю монастырского кремля.

Группа петербургских художников, посетившая Соловецкие острова в июне 2015 года, ставила перед собой те же задачи, что и М.В. Нестеров: «…написать несколько лиц северян — помор-монахов, написать два-три этюда самой обители, её древних стен, башен, храмов, быть может один-два пейзажа и только». И также, как и великий М.В. Нестеров, наши художники получили такой сильный творческий импульс от увиденного, что пытались остановить время в своих этюдах, благо белые ночи этому способствовали. Манили к себе монастырские укромные уголки, лабиринты Заяцкого острова, кладбища кораблей с любопытными чайками, а героические события прошлых лет дополняли воображение художника. Не ускользала от глаз и горячая молитва паломника, отстраненная жизнь монахов и закрытость местных жителей, чья жизнь теплится в исторических бараках со старыми ЗИЛами, с дровницами и козами, наряду с активным рыболовством, современным туризмом, джипами и катерами.

Если малые города средней полосы России, такие как гостеприимный Валдай и Торжок, ласково и радостно принимают в свои объятия художника и его творения, то Соловецкие острова строги и независимы, снисходительны, в меру приветливы. но сама слава о них должна разнестись через художественные произведения по миру. для этой миссии Соловки сами готовы дать неиссякаемую энергию творчества.

Данный каталог — только часть собранного материала. Масляные этюды, графические зарисовки, фотографии — бесценный материал пережитых впечатлений на многие времена. Созданные циклы обязательно проявятся в выставочном пространстве художников.

Ирина Ерошкина,
искусствовед, куратор проекта.

текст к каталогу выставки «Соловки. 2015»