«…любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти,  начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят».

Само по себе направление, в котором работают художники — «наив», говорит об отсутствии у них специального профессионального  образования. У всех разные профессии, разные увлечения и разный жизненный путь, но их объединяет страстное желание рисовать.

Весьма интересен и по-своему уникален путь участников группы. В основе своей это женщины зрелого возраста, пришедшие в пенсионный досуговый центр Выборгского района. За краски и кисти они взялись, чтобы посредством искусства укрепить свое здоровье, ибо общеизвестно, что именно творческая деятельность выступает в качестве фактора не только психологического и социального, но и физического долголетия.

В Центре педагоги смогли психологически и методически обеспечить желающих заниматься творчеством, комплексом знаний и умений, необходимых для творческой активности, понимая, что полученные навыки будут способствовать налаживанию социальных коммуникаций и дадут возможность реализовать те жизненные силы, которые они в себе чувствуют. Более трех лет длился этот союз. Группа не распалась, а стала искать новые возможности в этом направлении. Занятия были продолжены в Санкт-Петербургском музее истории профессионального образования под руководством Ирины Петровны Ерошкиной. Это были занятия продолжающие школу обучения в русле классического изобразительного искусства. Натюрморты, гипсы, рисование человека и знакомство с самыми различными материалами объединили полученные ранее знания и позволили выйти на иную ступень теперь уже сформированной группы.

 На этом этапе появилась крайняя необходимость ставить новые задачи, кроме арт-терапевтических. Каждая группа, работая совместно, рано или поздно приходит к вопросу: «А что дальше?» или «Куда мы идем?». Нужна была концепция, ее структурное понимание и творческая составляющая самого обучения. Подменить профессиональные специализированные художественные учреждения невозможно. Дать больше того, что может принять неподготовленный человек невозможно. Ведь все же основная задача НЕ ОБУЧИТЬ, а ПОДДЕРЖАТЬ  творческие способности у людей «геронтогенезного» возраста, так называемого продуктивного старения, самоактуализации «Я» и ориентации на творческую активность.

Вот тут и появился «господин счастливый случай» в лице Ильдуса Фаррахова,  где все совпало — подготовленная группа и лидер- профессионал, знающий куда идти. Так родилась группа «РА-ДУГА», работающая в направлении наивного искусства. Можно смело обозначить дату рождения — февраль 2014г., место — в музе истории  профессионального образования, под руководством члена союза художников Фаррахова Ильдуса Назиповича и при содействии искусствоведа, зав. выставочного отдела Ирины Ерошкиной.

 Путь оказался верным. В группу пришли молодые свежие силы, она по-прежнему состоит из женщин, но перестала носить характер «периода геронтогенеза» т. е она перестала быть группой пожилых людей. Их работы наполнились удивительными сюжетами, появилась смелость и уверенность в исполнении, все приобрело осмысленную форму и стало интересно не только исполнителям, но и зрителям. Пока трудно говорить о явных лидерах в группе. Их творчество несколько зыбко  и наполнено ожиданием индивидуального всплеска.

Теперь это творческое сообщество  художников. Со своим именем, со своим подчерком и со своими выставками. И мы не знаем, как и не знают сами участники, что ожидает их дальше. Забвение или слава, но то, что это важное историческое событие для социальной и художественной жизни города это факт неоспоримый.

Я поздравляю группу с их второй творческой выставкой и желаю радости в созидании прекрасного. Ведь сам процесс творчества крайне важная составляющая  полноценной, эмоционально окрашенной жизни.

Ирина Ерошкина
искусствовед, художник
Заведующая  выставочного отдела
Санкт-Петербургского музея истории профессионального образования.

11.08.2014г.

Назад К рубрике «искусствоведы / критики»