«Покаяние» по-гречески — µɛτάυοια (метанойя),
буквально: «перемена ума», «перемена мыслей»

Поездка на Соловецкие острова в августе 2016 года группой петербургских художников стала естественным продолжением июньского пленэра 2015 года.

Все, что захватило и взбудоражило художественную натуру год назад, требовало более детального понимания, осмысления и визуального исследования. Все значимые спрессованные в предыдущие столетия исторические события никак не укладывались в просто восторженные натурные этюды. Потянулись за художниками ниточки образов из ёмких и щемящих словосочетаний: «обитель», «Крепость Духа», «Монахи-маяки», «Русский Крест», «Голгофа и Вознесение»…

Монастырь-крепость, бегущая и переплетающаяся улочка с покосившимися бараками и домиками, с отдельной жизнью кораблей у причала посреди бушующего Белого моря – Соловки стали излюбленным местом для творческой натуры художника. Местом очищения и вдохновения, проверки себя на прочность в трудных условиях, где напряженная работа души, сердца и ума способствует творческому накалу.

Жизнь на Островах делится на потоки приезжающих и уезжающих, на мгновения ожидаемого просветления, на размеренную, потаенную жизнь местных жителей, и еще более недоступную, и закрытую от постороннего глаза – монастырскую.

Все было символично для художников в этом пленэре и неслучайно. Поездка этого года —  это теплые встречи и возросшая степень доверия, горячий чай на Секирке и музей Креста со строгим мастером Г.Г. Кожухарем, люди-пароходы, светловолосые дети с морской синью голубых глаз. Путешествия на острова, где крест и маяк едины в своем предназначении, где в море ходят с косой, а камни сеют в морские глубины для лучшего урожая… Все эти события нанизывались на нить памяти, все подмечалось и откладывалось «наперед».

Страстное желание как можно больше мотивов увезти с собой, заставляло художников не расставаться с этюдником в любых условиях. Бережно и трепетно хранить свои находки-этюды и обещать себе непременно еще вернуться сюда…

Именно отсюда, с этой точки отсчета, с этих скромных, но точных по переживаниям этюдов и зарисовок, художник начинает свой путь к новому образу и рождению произведению, наполненного великой созидательной силой творца, храня в себе далекий отзвук далекого Белого моря и маленьких, но сильных духом Соловецких островов.

Ирина Ерошкина,
искусствовед, художник, куратор проекта

Назад К рубрике «искусствоведы / критики»