Каждый проект рождается индивидуально и реализуется благодаря единомышленникам. Валдайский пленэр был долгожданным. Долгожданным, прежде всего для жителей старорусского городка, особенно для тех, чье сердце чувствует нравственную наполненность и обладает высокой духовностью. Уездный город, расположенный на берегу дивного озера, со своей православной историей, Валдай помнит свои взлеты и падения. Все радости и страдания страны он разделяет в полной мере, но примечательно то, что потребность сохранить народные духовные истоки, обучить и передать их детям, как основу будущей жизни на этих землях, никуда не исчезла. Звенит валдайский колокольчик и по сей день. Слышна песня народного коллектива и рождаются лоскутные изделия с куклами да приговорами. Во многих валдайских домах обязательно живописное полотно имеется, да не просто полотно, а с хорошей академической школой. Художников по именам помнят и чтят — Николая Васина, Леонида Корепанова, Вячеслава Харака…

Ушли старые мастера, стала истончаться нить преемственности, и обострилась необходимость в новом профессиональном творческом потоке, в наполненности радостью созидания! Чтобы солнце учащенно забилось от полотен мастеров, гордость и радость появилась за родные места. И художники приехали. Инициатором выступил Санкт-Петербургский Музей истории профессионального образования, основу валдайского пленэра 2014 года составила группа «Очарованный странник», миссией которого является реализация общественно-просветительских проектов: «По пути Ломоносова», «Странные люди», «1260 лет основания Старой Ладоги» и др. Один из проектов «Истоки» оказался долгосрочным и многогранным по смысловому значению, что позволило объединить его с другим музейным проектом «Малые города России», как одно из просветительских направлений.

Художники все под стать — с любовью к российской провинции, большая часть — члены Санкт-Петербургского отделения Союза художников России. И наполнился весенний городок людьми с этюдниками. Художники сами по себе народ неразговорчивый, за них говорят их произведения. С раннего утра и до позднего вечера напряженная работа на «натуре» есть образец преданности и беззаветного служения любимому делу. В пейзажной живописи пленэрный этюд, начиная с XIX века, выступает как самостоятельное произведение, и художники, используя самые различные техники и приемы, воплощали свои творческие искания в этюдных работах. Участники пленэра, отдавая предпочтения разным стилистическим приемам, отмечали лиричность и неброскость валдайского пейзажа, подчеркивая размеренность и некую статичность уездного городка. Одним из главных составляющих пленэра стало общение с профессионалами — мастерами живописи. Мастер-классы, портретные зарисовки. Именно это общее настроение ежечасного созидающего труда легло в основу итоговой выставки «Валдай. Времена года», которая стала знаковым событием в жизни города. Здесь было все: мастерство, узнаваемость, причастность и совместное проживание событий. Андрей Тарковский писал: «Искусство облагораживающе влияет на человека самим фактом своего существования»1. Пожалуй, это и есть основная миссия пленэров (весеннего и осеннего) 2014 года.

По итогам проекта художники Анатолий Анненков, Азат Галимов, Анатолий Лукаш, Ирина Ерошкина и Карина Соловьева подарили валдайцам свои произведения.

Пленэр 2014 года — это живительная влага для дальнейшего развития творческого направления в дивном старорусском городе Валдай.

Ирина Ерошкина
искусствовед, куратор проекта «Пленэр 2014»

__________________________________

1 Тарковский А.А. Запечатленное время// Вопросы киноискусства. М., 1967. Вып. 10.

Назад К рубрике «искусствоведы / критики»