Художественный талант и лидерские качества — это не совместимо. Так говорят психологи, наблюдая за одиноким проживанием художника в «башне из слоновой кости».

Лидер и поиск партнёрства — эти понятия не совместимы. Так считают философы, утверждая, что лидер — это одиночка, и он не нуждается в команде единомышленников.

Сегодня нет патриотических идеалов, и мало кто из молодых людей знает, кто такой Павел Корчагин, а многие даже не назовут, когда началась и чем закончилась Великая Отечественная война.

Сегодня галерее 11 лет. Уже можно подвести итог деятельности такой маленькой организации (единственной в Дальневосточном регионе). Вспомнить, с какой радостью было воспринято её появление. Тогда было только одно желание — собрать и сохранить уникальную коллекцию детского искусства и российских детей в первую очередь. Хотелось радоваться и кричать от радости: «Посмотрите, КАК ЭТО прекрасно!» И, конечно, немаловажную роль сыграла тогда знаменитая галерея Жанны Агамерян в маленькой Армении. Книга «Детская картинная галерея», написанная ею, была праздником души и привлекла внимание всего мира к детскому рисунку.

Казалось, соберешь коллекцию и будешь счастлив навсегда. Сегодняшние фонды галереи состоят из собраний самого разного направления детских произведений: международные, где представлены самые различные страны; Приморского края, России и бесценный методический материал программ детских художественных школ.

Ведётся архивный сбор материала о школах и педагогах. Проводится большая просветительская работа: конференции, семинары, фестивали, мастер-классы, консультации для родителей. Работает студия для малышей. Но вот прошло время, и жизнь ставит новые задачи.

Вот и давайте поговорим об этом. Почему в нашей жизни появилось такое слово, как «ЛИДЕР»? Что общего между детской галереей и лидерским направлением? Почему это стало интересно и другому администратору — художнику, начальнику отдела культуры Лазовского района Запорожцу С.М.? Ведь данное направление не ново, и им время от времени занимался отдел по делам молодёжи?

Сегодня слово «лидер» мелькает буквально везде и всё чаще и чаще оно появляется в названиях фирм, привлекая своей звучностью… У нас не было такого целенаправленного желания развивать при галерее лидерское направление, и мы никогда не ставили себе такой задачи и не вникали в подлинный смысл его. Мы к ЭТОМУ пришли через 8 лет со дня открытия галереи!

Работая с такой тонкой структурой, как талантливость, да ещё детская, мы понимали: ребенок, имеющий способности в живописи или музыке, не может быть лидером (в общеизвестном социальном понимании). Психологи обращают внимание на пограничное конфликтное сознание, присущее одаренным людям, при этом на стыке их фантазии и окружающего мира рождается новое творчество. Отсюда и интровертируемость, восприимчивость. Чаще всего художники живут образами и индивидуально воспринимают действительность. НО! Мы ведём речь о детях!

Да ещё о тех, кто живет в новое для России время. Проводя фестивали детского искусства, мы (сотрудники галереи) постигали все тонкости творчества и не переставали восхищаться искренностью детских шедевров, приглашая посетителей наших залов разделить с нами радость восприятия. Мы оберегали и оберегаем по сей день все детские произведения, что собрали. Но неумолимо менялись приоритетные направления жизни. «Все на заработки!» — школы, дети, музеи… Что, конечно, сразу же сказалось и на обыденной жизни россиян (а к ним мы относим и наших детей)… Как государственное учреждение культуры, картинная галерея не могла остаться в стороне от экономических перемен и спокойно заниматься только музейной деятельностью. Нас больше всего волновали судьбы детей, их отношение к жизни, их становление. Наблюдая за их творческим ростом, я замечала, как трудно они вживаются в социальную среду, как мало они востребованы. Встал вопрос о необходимости применения творческих способностей учащихся художественных школ в реальной жизни. Так появились социально-творческие проекты галереи. Меня постоянно мучил вопрос: «Почему, имея на протяжении многих лет такую мощную систему художественного образования, мы не смогли воспитать ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ЖИТЬ В КРАСИВОМ И ЧИСТОМ пространстве?» Отправляясь в художественную школу, мы перешагиваем через кучу мусора, бутылок и бодро шагаем по грязным коридорам, собирая на себя отрицательную энергетику покалеченного пространства? Вопрос к самим себе: «Почему же у нас не возникло потребности все это изменить?». Есть такое понятие у художников: «развивать видение» (художественное видение — это видение композиционное, цветовое, дизайнерское). Вот и появилась сегодня такая необходимость — изменить видение, то есть сделать его прежде всего творческим, позитивным. Молчание и социальная беспомощность (а может, обессиленность) взрослых могут и должны быть заменены на молодёжное движение… Сильное духом.

Именно молодость имеет свойство критичности, настойчивости и целеустремлённости… Вот здесь-то и могут помочь дети, имеющие специальное образование, которые изучают с 10 лет цветовидение, композицию, законы дизайна. Именно им в первую очередь ведома культура дизайнерского пространства и навыки правильной работы с ним. Нам знакомы различные экологические движения. Но, как выяснилось, этого мало, ибо экологическая катастрофа — одна их самых актуальных тем нашего времени — лишь следствие психологической и духовной катастрофы. Нельзя сегодня спрятаться в раковину собственной жизни, так как без знания социальной среды, без навыков работы в обществе, без умения понимать механизмы реализации собственных идей и противостоять негативным явлениям невозможно стать хозяином своей судьбы.

В публикации использована работа «Моя мечта «,  Кошелева Ира, 14 лет

Ерошкина И.П.

Ежемесячный бизнес-журнал для руководителей «Клуб директоров»/Раздел «Бизнес и культура», №58, май 2003/ Оригинал статьи: http://www.bazar2000.ru/

Назад К рубрике «искусствоведы / критики»