«ЖИВОПИСЬ, КОТОРАЯ ЗВУЧИТ». Публикация о творчестве Е. Пономарёвой

размещено в: Альянс-news, О выставке | 0

На сайте Всероссийской организации «Ассоциация искусствоведов» (АИС) опубликована статья Белицкой А.С.  о творчестве художницы Елены Пономарёвой и состоявшейся осенью 2019 года выставке её живописных работ.

«Живопись, которая звучит».
О творчестве Елены Пономарёвой.

А. Белицкая   

Как утверждал один самых парадоксальных художников начала XX века Поль Гоген: «Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде её каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; никаких усилий со стороны памяти — все схвачено в одно мгновение». Живопись – как живое письмо, не формализованное, не загнанное в рамки; как явление, как цветовое отражение насыщенной эмоциями жизни. Подобный подход может осуществить лишь тот художник, у которого внутреннее понимание этого явления обретает внешнее проявление.

Осенью 2019 года в Санкт-Петербурге на Английской набережной 52, в рамках АртЪ-гостиной бутик-отеля «Счастливый Пушкин» состоялась первая персональная выставка картин молодой петербургской художницы Елены Пономаревой «Живописные интонации», которая в полной мере гармонично иллюстрирует вышесказанное.

В небольшой экспозиции было представлено около 15 работ, созданных на протяжении нескольких последних лет, а сама выставка являлась своеобразной ретроспективой, обозначающей динамический вектор сложения авторского художественного языка. Тематика их весьма разнообразна: не фокусируясь на каком-либо конкретном жанре или сюжете, автор отображает на холсте то, что ее затронуло и вызвало отклик в сиюминутном моменте. Острый фокус – возникшее переживание – фиксация. Однако надо отметить, что зачастую, несмотря на точечность подобных обстоятельств, полотна рождаются в течение довольно продолжительного периода времени, но с неизменным сохранением первоначального эмоционального посыла.

Елена Пономарева. Собаки
Е. Пономарёва. Собаки, 2015

Выстроенная куратором повествовательная линия выставки берет начало от образных жизненных сюжетов («Собаки», «Зоологический музей»), проходит через художественные трансформации реалистических фабул («Элеватор», «Скалы», «Лодки и сети») и выводится к отвлеченным образам, сформированным личностным отношением к предметности, пропущенным через призму индивидуального восприятия художника («Дерево», «Без названия»).

Елена ПОномарёва. Без названия, 2019
Елена Пономарёва. Без названия, 2019

На сегодняшний день Елена работает в оригинальной живописной манере, где ведущим является не рисунок, а цветовое пятно, добавляющее создаваемым образам яркий эмоциональный колорит, а в своем творчестве она демонстрирует отход от академических принципов реалистичной живописи в сторону сугубо композиционно-колористических решений. И здесь необходимо отметить, что, несмотря на присутствие в произведениях объекта, большее значение придается не внешней форме, а его «внутреннему звучанию». И именно этот проявленный аспект позволил объединить представленные работы в едином пространстве.

Созданные на холстах цветовые образы композиционно выстроены – с соблюдением тончайших цветовых нюансов и притягивающих мелодических ситуационных акцентов, которые представляют собой картины трансформированных музыкальных мелодий, отраженных в сознании живописца. Так же как высотные тона, темпоритмы, громкость звуков, в совокупности формируют интонационную мелодику звучания, так и красочные сочетания рождают индивидуальные мелодии живописных произведений, поскольку художественное полотно, выстроенное с соблюдением музыкальной гармонии, дает возможность зрителю ощутить состояние момента. Ведь как писал М. Кандинский, «в живописи недостаточно передавать видимости природы, ее предметность, в которой слишком много случайностей»[1].

Кстати, в более раннем творчестве Е. Пономарёва, будучи прекрасно знакомой с деятельностью М. Кандинского, как художественной, так и литературно-философской, дает возможность увидеть отголоски его приемов, как формальных, так и колористических решений. Ощутив в этом некоторую внутреннюю созвучность общих подходов, Елена нашла персональную толчковую точку своей деятельности, определенную этим философом, теоретиком искусства как «внутреннее звучание», и с этого момента можно явно увидеть процесс стремительного формирования индивидуального художественного языка, обусловленного авторской техникой.

Обозначив именно живописное начало в своем творчестве в качестве ведущего, и компонуя сложносоставные цветовые пятна в цельные произведения, автор активно транслирует в пространство острую реакцию на затронувший ее сюжет. И именно в этом находит выход спонтанное и интуитивное, глубоко личностное и иррациональное, гармонизированное живым письмом.

Елена Пономарёва. Красный снег, 2012

Постепенный уход от предметности в деятельности Е. Пономаревой на сегодняшний день прекрасно характеризуется цитатой из труда М. Кандинского «О духовном в искусстве»: «…предмет исчез, оставив после себя звучание», а обнаруженное «абстрактное звучание» провоцирует нефигуративные решения, объединенные живым чувством художника. Там же философ, развивая тезис, обозначает, что подобные вещи выставляют очень большие требования к способности зрителя переживать чисто художественную форму, и это требует особого развития в этом направлении, которое является неизбежным («Красный снег», «Без названия»).

Елена Пономарева. Зоологический  музей
Е. Пономарёва. Зоологический музей, 2015

В свою очередь каждое из представленных на выставке произведений содержит в себе глубоко личностную авторскую импрессию и провоцирует формирование совершенно определенной позиции зрителя по отношению к сюжету. Очень ярко это проявляется уже в ранней работе «Зоологический музей», где мы можем лишь созерцать происходящее, словно отделенные стеклянной преградой. Впрочем, и слон, стоящий в витрине, точно также обособленный стеклом, аналогично безмолвно взирает на проходящую мимо маленькую девочку. Отстраненность, невовлеченность – главный лейтмотив этой работы. «Жизнь за стеклом» и «жизнь в своем пространстве» без точек соприкосновения, без возможности и желания взаимодействия. Работа очень сильная по своему воздействию, вызывающая глубокий эмоциональный отклик у смотрящего, живое переживание, подчиненное кисти художника.

Елена Пономарева. Гаражи
Елена Пономарева. Гаражи, 2014

В произведении «Гаражи» автор предпринимает попытку с одной стороны художественной, а с другой — практически музыкальной аранжировки игры плоскости и плоскостности, создаваемой цветовыми пятнами формируемой композиции. Однако уже следующая работа явно демонстрирует уход от формальной предметности в сторону эмоционально-чувственного контекста, и «Элеватор» – это своеобразный скачок по направлению к осознанию собственной творческой колеи в современном искусстве. И здесь на первый план восприятия выводится ощущение, вызванное светом и «пойманными» красками, а производственное название работы жестко контрастирует с воспроизведенным изображением, лишь подчеркивая важность темпераментной чувственности в противовес конструктивному воплощению физической формы.

Елена Пономарева Городской пейзаж
Елена Пономарёва. Городской пейзаж, 2018

Увидеть невидимое в обыденном и проявить на холсте внутренние смыслы реальности через цветовые сочетания, может лишь человек тонко чувствующий, воспринимающий вибрации мира. И если «Городской пейзаж» походит на некую игру форм и настроений, технично скомпонованных в цельную конструкцию, то в «Дереве», несмотря на отчетливые пейзажные мотивы, характерные для старой части Санкт-Петербурга – города в чем-то мистического, обладающего собственной неповторимой магией, отчетливо проявляется эта тонкость сумеречных миров с едва различимыми границами, некое зазеркалье или зеркальный лабиринт, обозначенный границами плоскостей.

Елена Пономарева. Дерево
Елена Пономарёва. Дерево, 2018

Легкий поворот грани, изменение освещения дадут почти ощутимую полную трансформацию изображенной реальности. И этот схваченный и зафиксированный момент скрытого движения в работе притягивает взгляд и завораживает.

Вольное обращение с перспективой, формой, цветовыми пятнами формирует целостный образ увиденного художником пространства, пропитанного его собственной внутренней страстностью в соединении с моментом соприкосновения («В полях»).

Елена Пономарева. В полях
Е. Пономарёва. В полях, 2019

 

Своеобразный пейзаж, создающий настроение, наполненный экспрессией запечатленного дня, дает пищу тому самому эмоциональному переживанию зрителем образной формы. И, собственно, становятся неважными постройки на дальнем плане, лестница – это детали, не имеющие никакого значения. Есть только чувствование и отклик души.

Выставка дала возможность публике познакомиться с творчеством молодого современного автора, в полном смысле обладающего собственным художественным взглядом на мир, а сами ассоциативные работы Елены Пономаревой в полной мере обладают музыкальным гармоничным звучанием с самобытным художественным тембром, оригинальная живописная манера которых лишь подчеркивает их своеобразные темпераментные синтагмы в контексте разнообразных сюжетов, выражающих отношение художника к окружающему миру.

_____________________________________________

[1] М. Кандинский «Письмо из Мюнхена», «Аполлон» №11, 1910 г.

27.12.19

О художнике

Пономарёва Елена Александровна

Уроженка Санкт-Петербурга (1988 г.) Выпускница художественного училища им. Н.К. Рериха. После окончания училища поступила в СПбГАИЖСиА им. И.Е. Репина. Обучалась в мастерской станковой живописи под руководством проф. В.В. Загонека. С 2017 г. преподаватель в Санкт-Петербургском художественном училище им Н.К. Рериха (живопись).

Источник: сайт Всероссийской ассоциации искусствоведов (АИС)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 × три =