«Крепость Духа» 4/04/18

Уважаемые участники проекта «Крепость Духа»-2019!

Близится час выхода в свет выставочного каталога, дизайнером которого выступил фотограф Александр Филиппов.

А сегодня мы публикуем одну из статей, автором которой стал Вадим Борисович Высоцкий — кандидат наук, культуролог, проректор Санкт-Петербургского института Гуманитарного образования, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, член правления Санкт-Петербургского культурологического общества.

Искание абсолютного добра

Пророк Исайя полагал крепость одним из семи даров Святого Духа. Стойкость, мужество, действительно, необходимы всегда и сегодня — особенно. Но как только дело заходит о нежелании «поступаться принципами», выявляется разница того, что мы полагаем духовной основой, а, главное, — разница интерпретаций (собственно, интерпретация и является контентом художественного произведения). Скрепы легко превращаются в скрепки, опора – в подпорки, а добрые намерения – в скверный анекдот.

Онтологическая траектория отечественного изобразительного искусства изобилует виражами и взаимоотрицаниями. Византийские начала прихотливо сплавились с западноевропейскими традициями в XVIII веке. На фоне двоекультурия в имперско-синодальный период возникла
тема судьбы маленького человека, общественная рефлексия на деспотизм властей. Опять художественные пути разошлись: в сторону критического реализма передвижничества, в салон и академизм, в идеальное пространство, сулившие духовное преображение. Русская революция, начинавшаяся в искрах художественного авангарда, привела к социалистическому реализму в итоге, а также – к очередному драматическому сосуществованию двух культур – разрешенной и андеграунду. «В России… много пространств, отмеченных вечно мерзлой почвой. И, будучи страной больших красот, Россия, тем не менее, никак не может быть признана страной нег» и «наслаждений»

… Россия страна контрастов, «поляризаций», страна жестоких междоусобных идеологических схваток и внутренних непримиримостей, страна как бы вечной гражданской войны», — писал в 1974 году Владимир Ильин. Он, как в воду смотрел: и в наши дни художественный дискурс продолжается.
Проект «Крепость духа» предлагает, однако, не расщепление и не примирение позиций в духе кота Леопольда, а создание панорамы определенного сектора отечественной культуры, объединенного общей темой, но в отсутствии политической ангажированности.

Вадим Высоцкий

Поделиться с друзьями