Чудо “огненного письма”

Технику горячей эмали иногда называют “огненным письмом” — тонким, трудоемким, скрупулезным, кропотливым, но только таким образом позволяющим создавать истинные произведения эмальерного искусства.

Изделия, выполненные таким методом, по праву относятся к ювелирным не только потому, что при производстве используются пластины из драгоценных металлов — золота, серебра, но и потому что они отличаются тщательной отделкой и очень тонкой проработкой деталей, вплоть до последнего штриха.

Во все времена эмали ценились на уровне драгоценных камней, а по красоте иногда могли с ними и поспорить. Ранее эмаль называли финифтью (от греческого “фингитис” — светлый, блестящий камень), однако сейчас этот термин применяется к одной конкретной технике — живописи по эмали, уникальность которой состоит в долговечности, поскольку краски, прошедшие через неоднократный обжиг, не теряют блеск и присущую им яркость. Миниатюры на эмали обладают элитарным характером, поскольку их эксклюзивность обуславливается как высочайшим мастерством художника, так и чрезвычайно сложным и трудоемким процессом их изготовления.

Эмальерное искусство развивалось в тесном взаимодействии с различными видами графического мастерства. Художник, безусловно, должен владеть живописными техниками, обладать композиционным мышлением, но одна из самых значительных сложностей состоит в том, что краски, состоящие из стекловидного порошка, изначально имеют не тот цвет, который проявится после обжига, и уровень мастерства напрямую зависит как от знаний, так и от четкого понимания желаемого конечного результата.

Роспись по эмали ведет свою историю с XVII столетия, когда во Франции ювелир Жан Тутен изобрел эту технику в противовес эмалевой живописи, характерной для Лиможских эмалей. Металлическую основу — золотую или серебряную, полностью покрывают грунтовой эмалью, а металл служит всего лишь подложкой. Краска из легкоплавкого стекла с высоким содержанием окислов металлов растирается до состояния порошка, которым наносится прорисовка. При обжиге она проникает в слой белой грунтовой эмали и окрашивает ее, а эмалевый фон, “подсвечивая” краску изнутри, увеличивает интенсивность цветной составляющей. Использование красок тонкого помола позволяет смешивать цвета или легко вплавлять один цвет в другой, что значительно расширяет цветовую палитру. Кроме того, живопись по эмали позволяет создавать изображения, не уступающие масляной живописи по реализму и тонкости моделирования формы, но превосходящие ее по долговечности.

Шкатулка Фаберже. СПб, 1906

Во второй половине XVIII столетия фабричное производство эмалевых изделий простимулировало возникновение новых приемов и техник, например, таких как эмаль “гильоше”. С помощью гравировального станка мастера наносили на металлическую основу-заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности, и постепенно, линия за линией создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов. А уже в XIX веке произошло событие, сродни революционному, давшее толчок развитию эмальерного искусства — когда ювелир Карл Фаберже стал наносить эмалевое покрытие на гильошированный фон. В этом направлении он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали. Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими , самыми простыми цветами.

Тонкостей в искусстве росписи по эмали великое множество, но в каждом деле есть свои виртуозы, и одним из таких мастеров является Евгений Феликсович Баранов — художник-миниатюрист, специализирующийся на росписи по транспарентной и опалесцирующей эмали “гильоше”. Кроме того, он является создателем авторских техник и технологий работы в современном эмальерном искусстве.

Окончив Федоскинскую школу Миниатюрной живописи по направлению “Ростовская финифть”, Евгений изначально занимался изготовлением традиционных декоративных финифтяных изделий в технике мазкового письма, привнесенного жостовскими мастерами в ростовский промысел, а с конца 1980-х годов занялся миниатюрной иконописью в технике горячей ювелирной эмали.

Кризис конца 80-х гг. жестко поставил вопрос выживания существующего промысла и сохранения самих традиций ростовской финифти. Речи о каком-либо развитии и техническиих новациях быть вроде бы и не могло, но уже в 1990 году в Москве возникает ювелирное предприятие — фирма “Сирин”, которая ставила своей задачей возрождение утраченных техник и продолжение традиций отечественного ювелирного дела.

К тому времени ростовская финифть далеко не полно соответствовала задачам декорирования ювелирных драгоценных изделий, и поэтому мастера, опираясь на лучшие образцы классического искусства, начали создавать новые изделия, не выходя за рамки традиционного промысла. В скором времени были успешно восстановлены и введены в практическую работу высокие технологии наведения ювелирной эмали на изделия, вплоть до эмали “гильоше”. Воссоздание же технологии живописи по эмали высочайшего уровня потребовало от Е. Баранова длительной исследовательской и опытной работы, поскольку в немногочисленной специальной литературе отсутствовало описание живописных приемов и техники самого письма.

Работа худ. Е. Баранова

Работа по опалесцирующим и цветным транспарентным (прозрачным) эмалям в «мазковой» манере оказалась невозможной по ряду причин, но эксперименты с появившимися на рынке импортными белыми фарфоровыми красками и ведением плотного письма на его основе, вскоре дали положительные результаты. Однако возникли проблемы с излишней вязкостью используемой краски и невозможностью аккуратно разравнивать ее на поверхности эмали традиционными методами: штрихи, мазки и торцевание кистью при создании миниатюрного изображения создавали грубые помехи. Критичной была и толщина наносимой краски из-за достаточно тонкого слоя базовой эмали, куда она должна была погрузится, не создавая бугров после обжига.

Перед мастером встала задача разработки инструментарного обеспечения качественного процесса. Он предложил вести работу при помощи остро заточенных игл, краска стала разравниваться вращательными движениями. Использование иголок позволило вводить в цвет, уже положенный на эмаль, оттенки других цветов, тут же смешивая их, а также работать с тоном, распределяя красочный слой. В общих чертах этот прием практически повторял технику точечного фарфорового письма, где, подсушив поставленный цвет, точками сверху вводят следующий, но здесь он позволял добиться более тонкого и деликатного исполнения миниатюрного изображения. Так же использование иглы позволило довести до совершенства линейный рисунок, «приглаживая» и упорядочивания его, т.к. из-за вязкости краски была невозможна протяжка аккуратной и длинной линии кистью. И таким образом, игла из подсобного инструмента по удалению окалины с пластины в традиционной ростовской технике стала полноценным рабочим инструментом художника, равным кисти по возможностям создания изображения.

Эти новации, предложенные Евгением Феликсовичем, как то — белильное письмо, использование иголок для разравнивания, смешивания и уточнения тонких деталей, а также разработанная технологическая схема последовательности написания изображения, позволили ставить на эмаль сложные по цвету и тону композиции всего за три обжига. И это было принципиально важно, потому как опалесцирующие эмали, особенно выигрышно используемые на гильошированных поверхностях под миниатюрной живописью при большом количестве обжигов, утрачивают свою полупрозрачную нежную пастельную окраску и опаловое мерцание, и становятся либо мутно-молочными, либо совершенно прозрачными.

Все дело в том, что опалесцирующие (опаловые) эмали отличаются от обычных особыми декоративными свойствами: в зависимости от угла падения света на них они могут казаться то прозрачными, то слегка приглушенными, а иногда становятся похожими (по густоте окраски и яркости бликов) на благородный опал. Опалесцирующий эффект достигается путем так называемого глушения — ввода в состав данных эмалей различных окислов. Но после распада СССР производство опаловых эмалей было закрыто, и технологии на данный момент считаются утраченными.

К середине 2000-х  годов были успешно решены вопросы технологии нанесения миниатюрного изображения на опалесцирующие и транспарентные эмали, составлены рекомендации и описания  художественных приемов.  Уже после первых публичных показов фирмой «Сирин» произведений ювелирного искусства с живописью по опалесцирующей эмали «гильоше», интерес появился и у других известных производителей ювелирных изделий к подобной технике отделки своих драгоценных изделий, но крайняя трудоемкость и длительность наведения миниатюрного изображения на опалесцирующую эмаль, отсутствие в обиходе самих опалесцирующих эмалей, остудило горячие головы энтузиастов. И таким образом, живопись по опалесцирующей эмали рискует остаться в истории современного ювелирного искусства уникальной яркой, незабываемой и не изученной до конца.

А. Белицкая

Поделиться с друзьями