Об открытии выставки Максима Моргунова «Древо жизни»
Открывшаяся 25 мая 2019 года выставка художника Максима Моргунова в творческом пространстве “Артмуза” оставила глубокое впечатление у каждого зрителя, который пришел на мероприятие.
“Пишите пейзаж, если в вас есть чувство природы
и то простодушно-религиозное уважение к ней,
которое не допустит солгать ради эффекта”
Н. П. Огарев
«Древо жизни». Очень философски, но при этом весьма привычно и понятно для нашего уха звучит название выставки, в котором автор выразил и предмет своего вдохновения, и образы, которыми оно вышло на холсты. Однако, если смотреть глубже, это не просто о природе, само мифологическое и религиозное понятие “древо жизни” обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете, служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле. “Древо жизни” объединяет все сферы мироздания, и из этого выходит, что вся представленная живопись — о гармонии, о единстве, о невозможности отделиться художнику от природы и мироздания в целом.
Человек вышел из природы, человек обращается к ней за отдыхом, за ответами, за покоем, за вдохновением — так продолжается уже много тысячелетий, поэтому жанр пейзажа никогда не окажется забытым и задвинутым в угол за неактуальностью, как не перестанет удивлять человеческое воображение сама первостихия. Художник же может только порой вступить с ней в разговор, и то, о чем она ему поведает — выразить на холсте. Ближе всех из современных живописцев к этому сокровенному разговору оказался Максим Моргунов.
Все свои причудливые формы, цвета и света художник берет у природы, лучшее нее этот мир ещё никто не создавал. Ничего вымышленного, только авторский взгляд — это большая ценность для художника видеть мир окружающий так, как видит его Максим Моргунов. Все пейзажи, явления, стихии, которые встречались ему — нашли неповторимое, совершенно неожиданное, искренне вдохновленное отражение в его холстах. А искренность — это одно из главных условий искусства. Могучие дубы, бурные реки, свежесть зимнего дня, деревенские летние ночи с одной стороны, и совершенно экзотические бесконечные пустыни, иссохшие деревья фантасмагоричной формы с другой стороны — все это образы, которые мы встречаем на выставке.
За один из холстов даже хочется заглянуть сзади — не подсвечивается ли она с той стороны? Куинджи не иначе! Но Куинджи вспоминается стоя перед этой работой не по технике, а по эмоции, по внутренней энергетике картины. Сама живопись в работе «Лунная ночь» совершенно другая, она густая, плотная, как ночная темнота в лесу, но свет пробивается через эту густоту не только на холст, но и в выставочный зал.
Академический фундамент художника позволяет творить настоящие чудеса в разных техниках живописи — от классической до китайской народной, даёт смелость в выражении широту взгляда при освоении новых техник. Буйство стихии, яркость красок, сиюминутность природного порыва создаются на полотнах не только маслом, китайской тушью, но теперь и акрилом. И здесь М. Моргунов — первый. Он обращается к совершенно новой, набирающей популярность абстрактной технике жидкого акрила. Но художник переходит абстрактный порог этой техники, и ему удается использовать все ее возможности, поэзию, экспрессию и переменчивость в своем авторском пейзаже, и они в свою очередь приобретают совершенно новое звучание, именно звучание — это и дубы шелестят, тучи над пустыней потрескивают электрическими разрядами, река бурлит преодолевая пороги на своем пути.
Максим Моргунов имеет взгляд на природу такой, какой может иметь только человек с талантом, природа вся в его голове и сердце.
Сам художник сказал мне: “Можно выучиться технике и удивлять мастерством. Можно делать что-то необычное и развлекать зрителя. Но тронуть сердце, это выше…”. Именно в этом огромное достоинство и талант Максима Моргунова в мире современной живописи: он заглядывает глубоко в природу и словно так же глубоко потом с его работ природа заглядывает нам в душу. Современный зритель слишком искушен, много мыслит и анализирует, но очень редко ему удается почувствовать живопись сердцем.