О бренде Alexander Shorokhoff (ASH) и его создателе
В современном техногенном мире Искусство как таковое может проявляться в самых неожиданных областях, а искусство создания авторских часов именного бренда нашло себе место на стыке дизайна, техники и декоративно-прикладной отрасли в целом.
Конечно, в чистом виде оно не относится ни к одному из указанных направлений, но когда созидателем становится творческая личность, за плечами которой имеется строительное образование с архитектурным уклоном, в процесс включается гармоничное сочетательное звучание нетрадиционных форм.
Александр Шорохов официально причислен к дизайнерам, но сразу надо оговориться, что дизайн в строгом понимании этого слова, базируется на сугубо технической эстетике, ориентированной на принципы и методы художественного конструирования. В контексте же данной статьи, используя понятие “дизайн”, мы будем говорить исключительно о художественных его аспектах. Итак, Александр, в первую очередь, Художник, занимающийся производством уникальных вещей утилитарного характера, на основе истинно творческого подхода, отраженного как в декоративном оформлении изделий в целом, так и их составляющих.
В мире искусства случайностей не бывает, и возникший вектор направления движения от архитектуры к производству часов в жизни мастера выглядит вполне органичным: строгость форм и графическая четкость линий, архитектоника формирующихся структур — все это просто перешло в другие масштабы и формы, более компактные, но все также позволяющие проявлять художественный талант в несколько иной ипостаси.
Сумев организовать небольшое часовое производство в Германии, в Альценау, А. Шорохов сконцентрировал свой интерес на художественном оформлении производимых изделий в соответствии со своим эстетическим вкусом. Таким образом, родилась возможность заниматься “делом по душе”, и даже в формате производства нащупать свою творческую нишу, создавая полноценные художественные произведения.
Вопрос отделки внешнего вида наручных часов традиционно относят к сфере дизайна, и в этом случае ведущие производители, как правило, отталкиваются либо от
— коммерческого, когда известные, хорошо продаваемые формы, несколько видоизменяются, и к ним добавляются дополнительные индивидуальные штрихи, также способные увеличить уровень продаж производимой марки;
— маркетингового — в этом случае проводится анализ рынка спроса и, в соответствии с этим, разрабатываются востребованные стилистические направления и цветовые решения.
Но существует и еще одно направление — так называемый, “дизайнерский” дизайн. И вот здесь в силу вступает абсолютная художественная составляющая процесса творения. Здесь мастер, компонуя декоративное решение, ориентируется на собственное видение конечного результата, для него не имеет значения, что производится другими компаниями, поскольку в основе предлагаемых решений лежит личностная философия, что в результате приводит к созданию по-настоящему оригинальных изделий.
Самобытность бренда была отмечена и ведущей немецкой прессой: “Подходя к витрине магазина ты уже на расстоянии понимаешь, что это — Alexander Shorokhoff, его перепутать нельзя ни с кем. Другие часовые марки внешне похожи друг на друга, меняется лишь название, а бренд ASH самоидентичен по определению”. И подобный подход позволил сформировать Александру Шорохову свою уникальную нишу на часовом рынке, которую никто не займет, поскольку не существует в мире двух человек, мыслящих абсолютно одинаково. Двойная “фф” в конце фамилии подчеркивает русские корни и исторический фон торговой марки, которой он очень гордится.
При задумывании своих коллекций автор отталкивался от того богатейшего культурного наследия, которого нет ни у одной страны в мире — музыкального, литературного, художественного. В каждой из этих областей великими Художниками — П.И. Чайковским, Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, В.В. Кандинским и К.С. Малевичем и не только — были созданы произведения, до сих пор дающие творческий импульс к созиданию. Таким образом возникли два основных художественных коллекционных направления с нестандартным подходом их решения: Heritage и Avantgarde, а линии в рамках направлений так и назывались “Чайковский”, “Толстой”, “Александр Пушкин”, “Кандинский” и др.
Направление Heritage (“Наследие”) дает отсылку к литературным образам, рассказанным красочно, эмоционально, со свойственной художнику харизмой. Например, две пары часов — “Белка” и Павлин” из коллекции 2018 года — рассказывают свои истории.
“Белка”. “В глубоком лесу, где солнечные лучи почти не проникают через плотный занавес листвы и царит спокойствие, а кроме пения птиц и звука собственных шагов ничто не нарушает тишину, между ветвей деревьев резвятся две белки. И вся природа находится в гармонии,”- такая история создана Александром Шороховым для этой модели.
В оформление циферблата введены два изображения белок, изготавливаемых с использованием станка с ЧПУ, после чего эти элементы гравируются вручную — гравер создает мордочки белок и их меховые шубки, после чего ветви и листья деревьев также вручную покрываются эмалью. Затем циферблат отделывается гильошировкой и на латунь напыляется родиевое покрытие, а фигурки белок дополнительно золотятся. Рассматривая эти часы, понимаешь, что это — настоящее произведение искусства.
“Павлин”. «В далекой стране, где тепло и солнечно, растут экзотические деревья и цветы, преобладают эмоции и изысканные ароматы, живет павлин, гордо расправляющий хвост, показывая блестящую бирюзу и синие перья. Завораживающая картина, передающая истинную природную красоту».
Заготовки и для этого циферблата создаются на станке, а затем вновь наступает черед ручной работы — гравировки и покрытия разноцветной эмалью: тело павлина окрашивается в темно-синий цвет, перья покрываются желтым, зеленым и синим цветом, а крылья и корона сияют красным — прекрасное цветовое сочетание для того, чтобы спровоцировать восторг и восхищение.
Все более популярным, с момента премьеры на Baselword 2017, становится направление “Искусство на запястье”. И, взяв за основу модель “Канди”, Александр предложил 2 модели — “Букет Канди” и “Нарциссы Канди”.
Здесь впервые при оформлении циферблатов используется миниатюрная живопись, которой оформлены эмалированные вручную циферблаты.
Для создания одной миниатюры художник тратит около 40 часов: создавая правильную палитру и подготавливая кисти из волоса куницы, которых требуется от 10 до 20 штук. Базовый цвет для каждого элемента окрашен равномерно, а другие цвета постепенно смешиваются для достижения желаемых нюансов. Затем наносится множество чрезвычайно тонких дополнительных красочных слоев, однако толщина законченной росписи едва достигает пяти сотых миллиметра.
Пластина проходит несколько раз через обжиг для подсушивания каждого слоя краски. Кстати, каждая последующая сушка минимизирует воздействие пыли на мокрую краску, которая может испортить работу. Время обжига в целом составляет 5 часов, после чего изделие подготовлено к заключительному этапу — покрытию лаком.
Серии этих часов небольшие — всего 13 штук в каждой из них, и каждое изделие — неповторимо, поскольку используется ручная роспись, допускающая дополнительные степени художественной свободы.
Направление Avantgarde в 2019 году было представлено моделью “Канди Авангард”, награжденный Премией немецкого дизайна “Победитель 2019”. В свое время консультант швейцарской часовой индустрии высказал мнение, относительно стратегического видения развития рынка часов: “50 лет назад нужна была только одна функция наручных часов – показание времени, 25 лет назад – добавился имидж часов, а в настоящее время и в будущем, сами часы должны представлять что-то интеллектуальное, иметь культурную составляющую.”
Форма корпуса строго подчеркивается черным PVD-покрытием, а тонкие борозды на его боковых плоскостях заполнены тонкой золотой проволокой. Циферблат подобран по цвету к корпусу, интенсивно контрастируя с ним и создавая оживляющий акцент изделия, которое в дальнейшем будет украшать запястье.
Модель “Революция” разрабатывалась Александром с 2016 года. В этом изделии проявились таланты автора как инженера и как художника, органично соединяя их в представленном дизайне.
Свободное пространство циферблата заполняется геометрическими элементами в виде квадрата, пирамиды, сферы, туда же вводятся декоративные детали “движения” — пружины и колеса. Все элементы расположены в прозрачном корпусе, поле которого прочерчивается тонкими металлическими декоративными прутьями, а внутренний край корпуса и внешний край небольшого циферблата подобны техническим колесам. Идея дизайна состояла в том, чтобы передать ощущение процесса индустриализации и изменения сознания и жизни людей, поэтому эмоциональный посыл здесь играет довольно значительную роль.
Зарубежным производителям, ориентированным на коммерческий дизайн крайне сложно вписаться в нишу, сформированную А. Шороховым, поскольку движущей силой при создании художественного дизайна является субъективное понимание, как музыкального произведения, так и литературного, не говоря уже о живописном. Культурные традиции, заложенные в детстве и окончательно оформившиеся в юности, создают бесценную подпитку творческого импульса в деятельности мыслящего человека, умеющего ощущать искусство.
Как и в любом созидательном процессе, по мере движения начинает формироваться определенная структура — проявляются её грани, обозначаются некоторые ступени. И первой проявившейся гранью стало разделение “китч / авангард”. При работе над изделиями, Александр отталкивается от своего личностного — эмоционального и эстетического — восприятия авангардных творений. Решая задачу удержания баланса, примерно из ста предварительных набросков будущих изделий художник отбирает три, максимум четыре из них, которые никогда не “свалятся” в китч, основываясь исключительно на художественном чутье: “Ты не видишь это, но чувствуешь”, — говорит автор.
Попытки копирования часов Шорохова заканчивались неудачами, поскольку создание слепка в основе своей содержит всего лишь внешний вид, картинку, а не то, что наполняя ее, вдыхает в произведение жизнь. Собственно это и есть та тонкость, которая отличает “шедевр” от “работы”.
На сегодняшний день эта ступень успешна пройдена, и уже обозначена вторая грань очередной, более высокой ступени — “дизайн, в его традиционном понимании / искусство”. Грань очень тонкая, зачастую не имеющая ярко выраженных черт, отделяющих одно от другого. Иногда ориентироваться приходится вновь основываясь на интуитивном чувствовании, стараясь через создаваемые вещи приоткрыть свой внутренний мир. Сейчас, по утверждению Александра, он находится именно в этой точке. “Я хочу, чтобы мы двигались все больше в направлении искусства. Но его надо понимать, а каждый понимает по-своему. Я тоже пытаюсь это делать”.
Что дальше? Искусство безгранично.