Искусство огранки. Соприкосновение

Итак, после затяжной паузы, я возвращаюсь к разговору о декоративно-прикладном искусстве.

Для меня, в какой-то степени, соприкосновение с этим направлением  в немузейном формате стало некоторым откровением. Откровением больше внутренним, чем внешним.

Когда с историческими артефактами встречаешься на территории музея  — это одно. Все воспринимается как «предмет искусства такой-то эпохи», и априори возносится на пьедестал. Но при встрече с подобными вещами в современной жизни есть о чем задуматься. Есть изделия, высочайшего уровня мастерства, но относящиеся к области «ремесло, возведенное в ранг искусства». А есть совершенно немыслимые произведения, из области чистого творчества, того, что и именуется «искусством» без ремарок.

Все вышесказанное ни в коем случае не затрагивает художников и их деятельность. Это, скорее, область теоретическая и довольно-таки субъективная. Соприкасаясь со столь многогранным понятием искусства, каждый, я думаю, выбирает то, что ему близко, созвучно его пониманию и восприятию. Быть универсалом — это великолепно, но дано не каждому, а искусствоведение — это дорога, по которой каждый движется со своей скоростью, набирая знания, формируя свое понимание, транслируя его и никому не навязывая свое мнение в качестве высшей инстанции. Время и только время расставит все по своим местам. В теории, чем раньше ты пошел по этой тропе, тем дальше ты сможешь уйти.

Но все же к ДПИ. Для меня это оказался вопрос довольно сложный. Наверное, надо очень любить вещи как таковые, чтобы проникнуться и раствориться в них. Мне все-таки ближе личность самого художника, его изобразительный язык и смыслы, которые он транслирует в своих произведениях, невербальный диалог творца и зрителя. Зачастую слышны упреки в том, что искусствоведы «выдумывают» что-то свое про произведения. Однако, как говорили мне еще мои наставники: «…нельзя увидеть в картине то, чего там нет». Мы слишком увлеклись западным локальным подходом — лишь одно утверждение правильно, остальное, даже если оно и присутствует, отметается. Однако, например, на Востоке, да если копнуть и еще поглубже, в Древнем Египте — как в копилку складываются все версии, все позиции, все вариации, иногда жестко противоречащие одна другой, но ведь в каждой из них есть зерно истины. Зачастую художник и сам не может взглянуть на свое творение с другой точки зрения, но это может сделать кто-то со стороны. И вот тогда картинка и ее понимание предстает в большем объеме.В направлении декоративно-прикладном все это можно встретить так же, как и во всех остальных — живописи, скульптуре, но реже. Акценты расставляются по-иному. Хотя, ни в коем случае не стоит говорить о невозможности по праву оценить высочайший уровень мастерства.

В предыдущей заметке я упоминала искусство огранки и творчество Дмитрия Саморукова. Наверное, это и есть тот самый случай, когда ремесло, доведенное до совершенства, сливается с чистым творчеством.

До недавних пор огранка камней относилась к чисто технической специальности. Ограненные камни далее шли в ювелирное производство и, собственно, все. Но вот в эту область пришел Художник. Изначально доведя до совершенства техническую составляющую, самостоятельно разработав оборудование для своей работы, на следующем этапе Дмитрий стал закладывать в схему огранки не только художественный образ, но и свою философскую концепцию бытия. И несмотря на то, что вся схема, количество граней и углы их пересечений выверены с микронной точностью, именно они формируют тот самый невербальный разговор. Как говорит сам автор:

Я предлагаю взглянуть на окружающий мир не через призму повседневной гонки, как мы это обычно делаем, а через кристалл своей души. Какое разнообразие граней! Какая палитра чувств! И на первый взгляд может показаться, что все раздроблено, разбито на великое множество частей, эпизодов, вспышек чувств, коротких взглядов, вдобавок ко всему еще и растянутую во времени, и, тем не менее, все это один кристалл.

Кроме того, Дмитрий  — поэт, не только лишь в плане грамотного сложения рифмы. Это поэтическое чувствование того, что ты передаешь в оформлении камня, составлении композиции, как например, в работе «Луч заката в капле дождя», состоящей из комбинации бесцветного, синего, бледно-голубого топазов и граната.

 

В тёплый летний вечер, когда всё живое изнывало от жары и даже птицы, казалось, замерли в ожидании свежести, одновременно с красным закатом пришёл дождь. Его крупные капли барабанили по распахнутому окну у которого стоял Мастер и с восхищением смотрел на долгожданный дождь. Он видел то, что многие бы, возможно, и не заметили, казалось, он вдыхал в себя всю силу природы, её красоту и мощь. Именно в этот вечер родилась идея создания этой работы.
Композиция символизирует летящую к земле каплю дождя, в которую попадает луч закатного солнца, и отраженную в ней другую каплю дождя с синим вечерним небом.

 

А зрителю остается смотреть, чувствовать и осознавать.

Таков же голубой топаз «Путь Души», огранка которого повествует, как «два бутона лотоса на «Короне» камня складываются в восьмерку, символизируя бесконечность существования Души, а путеводная звезда в центре восьмерки — это ангел-хранитель, сопровождающий человека в земной жизни. От восьмерки исходят многочленные лучи, показывающие  множественность путей. А то, что должно сопровождать человеческую Душу  вынесено в огранку «павильона»:  символ солнца в виде стилизованной свастики и символ веры, введенный крестом в его центре».

В коллекции огранок под общим названием «Путь Спасителя» автор передает сюжеты христологического цикла на камнях хитросплетениями граней, разбивкой секторов, формирующих неповторимость изделия, нумерологическими кодами — числом граней, их пересечений, видимых отражений, символически связанных с библейскими текстами. И каждый шаг осознан  и обоснован Художником, всему есть объяснение. Как, например, в желтом фианите авторской огранки «Преображение»:

 

Рожденный человеком Спаситель обладал скрытой Божественной сущностью, которую он явил своим ученикам на горе Фавор. Скрытое становится явным. Звезда на «павильоне» камня трансформируется в удивительный цветок, благодаря чему игра света становится сильнее, камень ярче. Он будто наливается неземным светом преображенного Спасителя.

Дмитрий Саморуков размышляет и не о таких далеких событиях. К 50-летию Алмазного Фонда России им была создана композиция, собранная из пяти камней — основного бесцветного топаза и вставок из граната, голубого и бесцветного топаза и гелиодора. И вновь символика, звучащая в огранке: Алмазный Фонд создавался во времена Советского Союза, о чем говорит пятиконечная звезда — символ государства — в центре которой расположен желтый гелиодор, олицетворяющий золотой запас страны. Шло время, в 1990-е годы прекращает свое существование Советский Союз, возникает Российское государство —  и мы видим Российский триколор, опоясывающий композицию, в центре которой сверкает золотой запас страны.

Композиция уникальна, создана без клея, путем термоусадки. Она довольно большая, вставок много, и все это могло дать трещину или же вообще разлететься в один момент от неверного движения, ошибки в расчетах. Но тем не менее, все сложилось и композиция существует!

И, наверное, итог всему вышесказанному можно подвести работой «Голос» — прекрасным муассонитом авторской огранки.

 

Талант — это только десять процентов Божьего дара и девяносто процентов тяжелого труда! На «короне» камня просматривается профиль бриллианта, который символизирует талант человека, его мастерство, доведенное до совершенства. Шип камня — мастер, всего лишь маленькая точка в Мире. От этой точки расходятся лепестки, растущие от центра к периферии, как круги на воде от упавшей капли. Это — распространяемое по Миру творчество Мастера, его дар, его ГОЛОС!

Вот так в декоративно-прикладном искусстве сочетаются мастерство, смыслы и чистое творчество, рождающие искусство. Таково имя уникального мастера  — нашего современника — Дмитрия Владимировича Саморукова.

Я преломляю Мир в своем сознаньи
И в Мир я выпускаю Мира осознанье
И осознанье Мира — в Мир стремится,
Чтоб, в Мир вернувшись, с Миром слиться.
И все, что сотворю я в голове,
Пройдя сквозь Мир, вернется вновь ко мне.
Мы изменяем Мир, а он меняет нас.
Чем больше в этом Мире добрых глаз,
Чем больше слов о счастье и любви,
Тем чище Мир, и тем добрее мы.

© Д. Саморуков

О художнике:
Саморуков Дмитрий Владимирович

действительный член Европейской Академии естественных наук (ЕАЕН, Ганновер, Германия), член Творческого союза декоративно-прикладного искусства, член Творческого союза профессиональных художников России (ТСПХ), мастер Русской гильдии огранщиков, призер Австралийского чемпионата Мира среди огранщиков цветных камней, призер Международного конкурса на лучший дизайн цветных камней в Гонконге, призер соревнований «Американской гильдии огранщиков», победитель конкурса Гохрана РФ 2016 в номинации «Мастерство художественной огранки», Кавалер трех орденов Мемориального фонда Карла Фаберже (орден А.К. Денисова-Уральского, орден Ф.П. Бирбаума и К. Фаберже с бриллиантами), кавалер ордена «Чести» ЕАЕН, Ганновер, Германия.

Использованные в публикации стихи, описания, фото камней и описание их символизма являются интеллектуальной собственностью Д.В. Саморукова.
При подготовке публикации использовались материалы выставочных проспектов «Путь Спасителя». «Динамический символизм» в коллекции эксклюзивных огранок Саморукова Д.В. и «Саморуков Дмитрий Владимирович. Искусство Огранки».

А. Белицкая

Поделиться с друзьями