Об архитектуре и музыке

29.01.19

В воскресенье, 27 января, последний день в музейных залах Академии художеств работала выставка “Жажда античности”, построенная на материалах из собрания Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств и произведениях из собрания  архитектора М.Б. Атаянца.

Античность в акварелях, изображенная в разных стилях и техниках, с использованием приемов, присущих различным эпохам. Вообще, удивительно, хотя и естественно: звучание предмета, не важно какого — вещи, строения — словно музыкального инструмента, зависит от того, кто к этому инструменту прикасается.

Очень часто архитектуру, по известному определению Йозефа Шеллинга, сравнивают с застывшей музыкой. Некая фиксация, статика. Но когда о ней повествуют люди, знающие, любящие ее, она начинает звучать, объединяя в неком единстве свой собственный характер и темперамент рассказчика.

Когда-то, слушая лекции по архитектуре Д. Шатилова, возникало удивительное ощущение, что сначала он недолго “настраивал инструменты”, словно они звучали немного в разнобой, но постепенно все выстраивалось в единые ритмы цельного произведения, и звучала архитектурная симфония в исполнении слаженного оркестра, в которой каждый инструмент был на своем месте, звучал в нужный момент с четко выверенной длительностью. Архитектура словно оживала. На протяжении курса сменялись эпохи, стили, подходы… и это образовывало живой вихрь с музыкальным сопровождением, где вроде всё выстроено, строго просчитано, но звучало столь непринужденно, что порождало чистый восторг и преклонение перед мастерами прошлого.

О. Ильдюков. Фото: Г. Кожемяченко

На выставке О. Ильдюкова (тоже, кстати, архитектора) “Петербург в вертикальном формате”, которая еще идет в Книжной лавке писателей на Невском проспекте, представлен городской пейзаж, где архитектуре отведена своя роль (куда же без нее). Но здесь — прямая противоположность: легкие элегические мотивы, еле слышный блюз, а иногда — затишье, словно пауза перед самым началом звучания, чуть звенящая тишина.

худ. О. Ильдюков

Ведь Петербург — город особый, иногда — характерный, вместо музыки издающий невероятную какофонию, сводящую жителей с ума. Но иногда город затихает, акцентируясь только на внутренней жизни, словно стараясь поймать настроение. И многие работы из представленной серии отражают Дух Города; это ощущение, созерцание, а потом — рождение образов: немного мистических, отчасти — символических. Именно в такие моменты можно почувствовать кожей саму историю города, сохраненную в брандмауэрах домов и дворах-колодцах старого Петербурга, Ленинграда… много чего хранит город в своей памяти. И проявившиеся силуэты чутко улавливаются художником, умеющим наблюдать и творить сюжеты. Вот-вот завершится пауза, и зазвучит новая, только что родившаяся музыкальная тема — соната, рапсодия… кто знает?

А.Н.Векшинский. Вид Парфенона в Афинах.  1889 г. акв.

А на выставке в Академии Художеств М. Атаянц, проводя свой экскурс, повествуя о представленных макетах, рисунках, коллекциях, словно прикасался к отдельным музыкальным инструментам, и давал возможность слушателям насладиться чистым звучанием каждого из них.

Античность далекая и близкая, представленная в работах художников XVIII-XIX-рубежа XX вв., не говоря уже о рисунках самого М. Атаянца, не могла не создать в зале музея атмосферу с чуть жарко-пряным ароматом Рима и Греции.

Течение времен, направление взгляда сквозь летящие эпохи, туда, в глубину веков … И сквозь призму современности в точке “здесь и сейчас” вдруг ясно проявляются звучащие грани, аспекты, ракурсы.

А.Б.

Поделиться с друзьями