Рецензия на работу «Александр Невский».
Художник Седов Андрей Анатольевич, мастерская проф. Песикова В.С.
Автором работы была заявлена мощная тема, определяемая, прежде всего, масштабом личности Александра Невского. В своей работе Андрей Анатольевич выделяет тот момент, когда великий князь, возвращаясь из Орды, занемог, под сводами старого монастыря принял схиму и отошел в мир иной.
Александр Невский был и воином, и защитником русских земель, и политиком. Кстати он сыграл исключительную роль в наиболее драматический период, когда Русь подвергалась агрессии с трех сторон – Орда, Швеция, Ливонский орден. Вступив в своеобразный союз с востоком, взаимодействуя с Ордой, Невский, таким образом, защищал русские территории от экспансии запада. Князь, не проигравший ни одного из 20 сражений в которых участвовал, по смерти становится символом могущества земли Русской – многонационального русского государства.
Интересно и отношение автора работы к личности Александра Невского: «Даже если его бы не было, то его стоило бы придумать»,- говорит он.
В сумрачном пространстве светлым пятном выделяется одр, на котором князь принимает свиток «прощальной грамоты» – подорожной молитвы. Символическое звучание этого фрагмента задает тон всей картине. Невский, приняв подорожную, переходит из земной жизни в лучший мир. Но в этом пространстве есть еще одно действующее лицо данного сюжета: безмолвный свидетель происходящего – ангел, написанный на своде. Этот образ – не просто фреска, а действующий персонаж, который ждет момента, когда он сможет стать проводником еще одной чистой души.
Чуть в стороне – летописец, который фиксирует всё. Позднее будет создано житие Александра Невского. Спустя время князь будет причислен к лику святых, станет символом ратного подвига и духовного возрождения. Так, окончив жизнь земную, русский князь продолжил ее на других частотах, не прерывая связь с родной землей.
Как рецензент, я не могу не отметить некоторые не особо удачные детальные решения и технические трактовки, которым стоит уделять больше внимания. Заявляя столь значимую тему, автор смог выявить главные акцентированные символы (это касается центральной части картины и главного персонажа), но стоит более тщательно подходить к воплощению творческого замысла на холсте – заострять их, прописывать таким образом, чтобы они заиграли, и тогда работа в целом приобретёт собственное звучание.
Однако эта картина атмосферна, в ней интересно композиционное решение сцены, которая вписана в несимметричное пространство, напоминая подходы, использованные в знаменитых фресковых росписях Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде – городе, также тесно связанном с личностью князя. Чуть склоненная фигура священника повторяет полукруглый свод, а фигура монаха-летописца с противоположной стороны подчеркивает вертикаль рамы. Выполненная в достаточно темных тонах картина перекликается с работами старых мастеров, добавляя временного сцепления с рассматриваемой эпохой.
Андрей Анатольевич выбрал в своей жизни творческий путь, который никогда не бывает легким и гладким. Хочется пожелать ему не останавливаться на достигнутом и с успехом воплощать в будущих работах то, что дала ему мастерская, в которой он работал последние несколько лет.