Рецензия на работу «Большая вода». Художник Ю. Хасанова

Рецензия на работу «Большая вода».
Художник Хасанова Юлия Маратовна, мастерская доц. Савкуева Х.В.

Ю. Хасанова. Большая вода

Представленная работа привлекает внимание в первую очередь своим молчаливым нервом пронзительности. Половодье. Большая вода. Все самое страшное, что могло случиться  — уже произошло: вода затопила поселок. И сама беда, само событие художником вынесено на дальний план произведения. Но, как и в любой сложной ситуации, на первый план выступают люди со своими чувствами, переживаниями, мироощущением и миропониманием. Внешне вроде бы уже ничего не происходит, однако все здесь объединено внутренним напряжением, действие словно «поставлено на паузу».

Стоит отметить, что Юлии Маратовне удалось уловить и передать на холсте достаточно сложную вещь – внутреннее отношение каждого персонажа к уже свершившейся неизбежности. Здесь нет каких-то ярких красок, лиц, искаженных гротескными гримасами страданий. Напротив, решение предложено сдержанное и, в то же время, живописное. Кто-то из персонажей замыкается в себе и своих ощущениях, кто-то оборачивается назад и молча прощается с прошлым, кто-то берет паузу, чтобы осознать произошедшее. В целом, настроение картины очень созвучно произведению Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», где в силу обстоятельств рушится привычный уклад жизни. И здесь – уходит под воду поселение, уходит душа этого мира, созданного многими поколениями людей, живших на этой земле.

Две старые женщины – хранители духовной памяти – погружены в себя. У них почти нет вещей, которые они смогли взять с собой. На коленях одной из них только лишь горшок с геранью, цветок которой, словно живой символ, ярким пятнышком напоминает о тепле и уюте родного дома. Это все, что осталось от прежней жизни. Здесь нет бурной энергии, есть только опустошение и скорбь.

Старуха рядом утирает скупые слезы…И это, наверное, самое яркое проявление эмоций на этой картине. Молодуха с младенцем тоже погружена в себя, но у нее только одна мысль – лишь бы ему было хорошо в дальнейшем. Это не отказ от прошлого, но ей надо думать о будущем.

Мужчина постарше молчаливым поклоном головы отдает дань родному месту, подобно последнему «прости», а юноша, сидящий рядом, пытается осознать масштаб того, что произошло и просто смотрит на представшую его взгляду картину.

Разные люди. Разные судьбы. Но все это об одном – о любви. О любви к родному месту, о родовых корнях и устоях.

Юлия Маратовна в своей работе смогла представить удивительную психологическую гамму человеческих эмоций, выразив ее минимальными средствами. Мне кажется, что данная работа вполне состоялась.

Поделиться с друзьями