Рецензия на работу «Сирота из рода Чжао»
Художник Ши Кэфу, мастерская доц. Сакуева Х.В.
Представленная работа, затрагивающая историю Древнего Китая, привлекает, в первую очередь, внимание своей сдержанностью и насыщенностью. Сдержанностью по цветовому решению и насыщенностью изображенных событий, которые происходили на территории современной провинции Шаньси в VI веке до н.э. Для автора наибольший интерес представляет история, произошедшая в период младенчества главного героя.
Эпическая панорама повествования была скомпонована в сложносочиненную масштабную симультанную композицию, причем скомпонована мастерски: все полотно состоит из шести самостоятельных произведений (каждая 160х200 см), которые объединяются единым содержанием.
В процессе создания своего диплома Ши Кэфу глубоко исследовал приемы древнерусской иконописи, сумел их творчески переосмыслить и реализовать с помощью авторских подходов. Также вызывает уважение то, что во время обучения в стенах Академии, автор с большим вниманием отнесся и к русской живописи XIX века с точки зрения колорита. Проведенный художником анализ крупномасштабных произведений станковой живописи выявил преимущества довольно темного, однородного фона для многофигурной композиции. Также он смог предложить живописную технику, прекрасно отвечающую изображению древневосточных сюжетов.
В этой работе присутствуют и образы, которые считываются при ее рассмотрении. В частности, хотелось бы остановиться на одном из самых ярких, который иллюстрирует основную идею всех описываемых событий. Серая масса воинских шлемов с металлическим оттенком, плотно заполняет среднюю часть работы и создает ощущение духоты, отсутствия воздуха, а также характеризует состояние напряженности и тяжести происходящих событий. Постепенно, продвигаясь взглядом к средней верхней части картины, мы видим, что военные доспехи переходят в изображения камней, словно превращаются в них, повествуя о том, что все войны рано или поздно закончатся, все превратится в камень, а жизнь будет продолжаться. Именно этому посвящена центральная часть холста.
Собственно об этом говорит и сама история – именно этому спасенному младенцу из старинного рода Чжао суждено было продолжить правящую династию, которая спустя несколько десятилетий после рассматриваемых событий будет править в одном из новых государств, существовавших на территории Китая. Сейчас территория страны Чжао – это провинция Шаньси, столицей которой был город Тайюань, существующий и наше время.
Ши Кэфу в своей работе очень хотел показать ценности древних китайцев – такие как верность долгу, способность пожертвовать своей жизнью ради самого важного – ради будущего страны. И ему это удалось.
Отдельно надо отметить и удивительную трудоспособность художника – вся эта композиция, монументальная по своим размерам, была написана всего лишь за пять месяцев, с четким построением композиционного решения, детальной проработкой элементов, свойственной именно станковой живописи. На мой взгляд, эта работа в полной мере сложилась и заслуживает самой высокой отметки.