Рецензия на работу «Сказание о нартах». Эскиз мозаики. Художник Б. Кучиев

Рецензия на работу «Сказание о нартах». Эскиз мозаики.
Объект: Национальный музей, г. Владикавказ
Художник Кучиев Батраз Асланбекович, мастерская проф. Быстрова А.К.

Эпические повествования представляют собой благодатную почву для создания монументальных произведений. Они дают возможность и представить обобщенную картину жизни определенного народа, и подробно рассказать о подвигах героев из далекого прошлого. Кроме того, эпос – это те самые произведения, без которых немыслима мировая культура: именно он нес древнюю мудрость, с помощью эпоса люди передавали свои традиции от поколения к поколению.

Положив в основу своей работы героические повествования «Сказаний о нартах», Батраз Асланбекович, как и подразумевает сама структура эпоса, работает с несколькими сюжетными линиями одновременно, связывая их в единую цельную композицию.

В свое время Махарбек Туганов – основоположник осетинской школы живописи – отмечал, что «по внутреннему содержанию «Сказания о нартах» философски глубокомысленны, а по внешности они монотонно таинственны», а также, что «основной мотив нартовских сказаний есть мелодия народа, отпечатавшего в них и шум степных ветров, и прибой морских волн». И то, о чем когда-то писал М. Туганов, в полной мере оказалось отражено в работе дипломанта.

Для своего произведения Батраз выбрал три из четырех основных циклов: Начало нартов (Ахшар и Ахшартаг); Путешествие в загробный мир (Сослан) и Борьба с небожителями (Батрадз).

В разработанном автором сценарии нет ярко выраженного динамического движения, однако литературная основа подтолкнула художника к поэтичной компоновке силуэтов.

Центральная часть посвящена главе «Яблоко нартов» – мотиву, созвучному сказаниям многих народов мира: на яблоне каждый день вызревает единственное золотое яблоко – плод древа жизни – обладающее живительной силой, которое наутро таинственно исчезает.

Центральная вертикаль – основная доминанта эскиза – несколько смещена вправо. Она привлекает к себе внимание, но не дает возможности сфокусироваться только на ней. Более того, автор очень грамотно разработал плоскость, сумев создать эффект глубины пространства, и яблоня, вместе с охраняющими ее героями-богатырями Ахшаром и Ахшартагом, словно отодвигается вглубь пространства. Ближе к зрителю выведен Ахшартаг, который считается родоначальником одного из трех великих нартовских родов — Ахшартагката, специализацией которого была военная составляющая жизни.

Правая часть отведена циклу Сослана – эпическому герою, отважному борцу против внешних врагов, рожденному из камня. Рождение из камня указывает на солнечное происхождение героя. Однако сюжет о рождении из камня имеет более глубокий смысл, чем указание на солнечную сущность Сослана. Указывается, что действие происходит возле реки. Вода в осетинской мифологии выступает символом нижнего мира. Камень – символ верхнего мира. И рождение Сослана связано с космогонией нартовского эпоса, определяющее архетип творения мира и символизируя Мировое древо. И в этой части произведения художник гармонично сочетает стихию воды, камни и вводит сюда образ Сослана как предводителя.

Левая часть эскиза посвящена циклу Батраза – грозовому герою, живущему в основном на небе, среди небожителей, и спускающемуся на землю раскаленной стрелой по зову нуждающихся в его поддержке нартов.

Интересно ритмическое решение произведения: большие ритмы членят работу на основные сценарные фрагменты, а с помощью малых зигзагообразных ритмов создаётся размеренная пульсация повествования, интригующая зрителя и провоцирующая его не отрывать взгляд от этой композиции.

Не упускает из виду художник и изобразительную символику, усиливающую общее звучание – в нижней части работы присутствуют декоративно выписанные символы тамги — фамильные знаки старинных родов, объединяющие в единое целое предлагаемый сюжет.

В целом, это сложно решённое выразительное произведение, объединившее очень непростой материал и решенное красивым монументально-декоративным художественным языком.

Батраз Асланбекович также выполнил фрагмент эскиза в материале, в иной цветовой гамме, чем мы видим на разработке. Однако в этой колористической гамме решение приобретает иной интонационный тембр.

Автором была проведена мощная работа при разработке этого эскиза, в результате представлено цельное объемное произведение, которое сможет достойно завершить оформление музейного здания и заслуживающее высокой оценки.

Поделиться с друзьями