Рецензия на работу «Александр Невский». Художник Андрей Седов

Рецензия на работу «Александр Невский».
Художник Седов Андрей Анатольевич, мастерская проф. Песикова В.С.

Автором работы была заявлена мощная тема, определяемая, прежде всего, масштабом личности Александра Невского. В своей работе Андрей Анатольевич выделяет тот момент, когда великий князь, возвращаясь из Орды, занемог, под сводами старого монастыря принял схиму и отошел в мир иной.

Александр Невский был и воином, и защитником русских земель, и политиком. Кстати он сыграл исключительную роль в наиболее драматический период, когда Русь подвергалась агрессии с трех сторон – Орда, Швеция, Ливонский орден.  Вступив в своеобразный союз с востоком, взаимодействуя с Ордой, Невский, таким образом, защищал русские территории от экспансии запада. Князь, не проигравший ни одного из 20 сражений в которых участвовал, по смерти становится символом могущества земли Русской – многонационального русского государства.

Интересно и отношение автора работы к личности Александра Невского: «Даже если его бы не было, то его стоило бы придумать»,- говорит он.

В сумрачном пространстве светлым пятном выделяется одр, на котором князь принимает свиток «прощальной грамоты» – подорожной молитвы. Символическое звучание этого фрагмента задает тон всей картине. Невский, приняв подорожную, переходит из земной жизни в лучший мир. Но в этом пространстве есть еще одно действующее лицо данного сюжета: безмолвный свидетель происходящего – ангел, написанный на своде. Этот образ – не просто фреска, а действующий персонаж, который ждет момента, когда он сможет стать проводником еще одной чистой души.

Чуть в стороне – летописец, который фиксирует всё. Позднее будет создано житие Александра Невского. Спустя время князь будет причислен к лику святых, станет символом ратного подвига и духовного возрождения. Так, окончив жизнь земную, русский князь продолжил ее на других частотах, не прерывая связь с родной землей.

Как рецензент, я не могу не отметить некоторые не особо удачные детальные решения и технические трактовки, которым стоит уделять больше внимания. Заявляя столь значимую тему, автор смог выявить главные акцентированные символы (это касается центральной части картины и главного персонажа), но стоит более тщательно подходить к воплощению творческого замысла на холсте – заострять их, прописывать таким образом, чтобы они заиграли, и тогда работа в целом приобретёт собственное звучание.

Однако эта картина атмосферна, в ней интересно композиционное решение сцены, которая вписана в несимметричное пространство, напоминая подходы, использованные в знаменитых фресковых росписях Церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде – городе, также тесно связанном с личностью князя. Чуть склоненная фигура священника повторяет полукруглый свод, а фигура монаха-летописца с противоположной стороны подчеркивает вертикаль рамы. Выполненная в достаточно темных тонах картина перекликается с работами старых мастеров, добавляя временного сцепления с рассматриваемой эпохой.

Андрей Анатольевич выбрал в своей жизни творческий путь, который никогда не бывает легким и гладким. Хочется пожелать ему не останавливаться на достигнутом и с успехом воплощать в будущих работах то, что дала ему мастерская, в которой он работал последние несколько лет.

Поделиться с друзьями