Рецензия на работу «Опалённые войной». Картина в интерьере. Художник Милада Копелиович

Рецензия на работу «Опалённые войной». Картина в интерьере
Объект: Краеведческий музей в г. Великие Луки
Художник Милада Копелиович , мастерская проф. Быстрова А.К.

 

 

Слово «переосмысление» уже звучало сегодня, и касалось оно сложных моментов в жизни человечества. Представленная работа затрагивает тему войны в аспекте человеческой жизни. Войну развязывают мужчины и уходят воевать, а жить во время войны приходится женщинам, детям и старикам. Именно о тех, кто выносит на своих плечах все тяготы военного времени и ужас потерь, о тех, чье раннее взросление происходит резким скачком из детства, минуя юность, о тех, кто может хоть как-то прикрыть своим существованием тех, на чьи плечи легла тяжесть войны, эта работа.

Великая Отечественная война, прокатившись 80 лет назад, до сих пор волнует поколения молодых художников. Эта тема остается болезненной, т.к. мало семей, которые не были затронуты этим бедствием. Образ той войны очень ярко запечатлен и в советском кинематографе, и на живописных произведениях. Однако, к сожалению, войны не закончились много лет назад. И в своей дипломной работе Милада Тимуровна обратилась к теме войн в широком понимании. Несмотря на то, что одежда персонажей дает прямую временную отсылку к событиям 40-х годов прошлого столетия, художник размышляет о мгновенных изменениях стабильного устоя, о моментальных потерях – человеческих жизней, детей, близких. Не только боль и отчаяние, но и внутренняя сила и мужество отражены на этом полотне.

Динамические зигзагообразные ритмы объединяют части работы, всполохи света подчеркивают композиционные оси. Кажется, что все женские персонажи на одно лицо, но здесь имеют место обобщенные образы людей – не важно, когда это происходит, важно — что происходит. Ведь люди не меняются, и человеческие реакции остаются неизменными.

Безусловно, в данном произведении отразилась и насмотренность художника. При обсуждении картины Милада обмолвилась, что о некоторых вещах сознательно она не думала, однако при написании отдельных фрагментов общей композиции они сложились самостоятельно. Здесь лишь можно отметить, что эти отсылки к иконографии христологического цикла дополнительно усилили и без того эмоционально насыщенные образы.

Левая часть работы, повествующая о погибшем ребенке, внешне очень напоминает сюжеты Снятия с креста и Оплакивания. Желтые лучи за спиной центрального персонажа с мальчиком на руках пересекаются под прямым углом, образуя крест. У персонажей видны слезы, боль утраты, эмоциональная окаменелость, но обратите внимание на девушку справа – для нее эта ситуация явилась тем, что придаст ей силы не только жить, но и оказывать сопротивление. В фигуре есть едва уловимое движение – кажется, она молча поднимет голову, и в глазах ее будет сверкать непримиримость.

Правая часть ассоциируется с Распятием, и совершенно неожиданно фигурка девочки в правом углу прочитывается как подлетевший ангел – намеренный эффект движения, примененный автором, и луч света, словно золотые крылья за спиной.

Думается, что здесь имело место творчество в чистом виде, когда мысли и чувства звучат в унисон, который двигает кисть при создании цельного образа.

Центральная, главная, часть представленного произведения, несмотря на боковые многофигурные композиции, акцентирована жизнеутверждающим символом – матерью с ребенком на руках, Мадонной с младенцем. Вопреки всем тяготам жизнь будет продолжаться. Также стоит отметить, что название дипломной работы звучит как «Опаленные войной», однако Милада Тимуровна в своей работе использует не те цвета, которые окрашивают пламя пожара, а желтый цвет, который по сути близок к солнечному свету. О символике данного произведения можно говорить еще долго, однако, известно, что солнце светит всегда, даже тогда, когда мы его не видим. И, наверное, это главное, что хотел сказать художник.

На мой взгляд, работа удалась и заслуживает высокой оценки.

Поделиться с друзьями