Рецензия на работу «Чистилище». Эскиз росписи.
Объект: Музей истории ГУЛАГа в Москве.
Художник Ишкова А.А., мастерская проф. Быстрова А.К.
Как прошлый 2020, так и этот, 2021-й год, дали возможность для всех нас оказаться наедине с самим собой, прикоснуться к себе истинному, а, возможно, и переосмыслить какие-то важные моменты, имеющие значение именно для каждого из нас. Художники – люди очень тонко чувствующие, реагирующие на то, что витает в воздухе, иногда воплощающееся в какую-либо форму, а иногда создающее общую атмосферу. Именно в такие периоды пауз, раздумий, а возможно переоценки, возникают сложные образы, отраженные на холсте.
Размышляя над этой работой, у меня невольно возникла ассоциация со скульптурой, созданной Густавом Вигеландом, «Монолит». 121 человеческая фигура, причудливо сплетенные между собой, устремляются вверх, обнимая и поддерживая, поднимая друг друга, помогают приблизиться к божественному, к наивысшей чистоте. Сам автор трактовал это произведение как мир фантазии в виде каменных фигур, изображающих жизнь.
Определенные ноты «Монолита» звучат, кажется, в унисон с произведением Анны Андреевны, люди и их судьбы также переплетены, но движение их направлено вниз. Автор тоже говорит о жизни, но в другом контексте – катастроф и разрушающих обстоятельств, сметающих все на своем пути.
Это непростая работа со сложным сценарием, нелинейными ритмами, подчеркивающими дисгармонию, раскрывающая тему больше в концептуальном формате, чем в реалистичном.
Люди проходят свой жизненный путь, получая индивидуальный опыт, отрабатывая личные задачи. Не все задачи находят решение сразу: дорога бывает терниста, а полученные шрамы и ментальные отметины остаются надолго, и избавиться от них зачастую бывает невозможно.
Однако автор на первый план выдвигает отнюдь не людей, люди – это всего лишь пылинки в мировом устройстве, где не было ничего и было все. Главным действующим лицом здесь становится время, которое движется подобно неудержимому потоку, превращая все в ничто.
Красивые силуэты динамичных хитросплетений человеческих фигур, представляющих собой иногда крепко спутанный клубок, устремлены вниз, словно под действием силы тяжести, не оставляя после себя ничего – ни следов, ни отметин, и все бытие исчезает под темным временным покрывалом. В конечном итоге вся эта композиция есть своеобразная рефлексия о смысле жизни.
Работа неоднозначная, но очень мощная по своему энергетическому потенциалу и предлагаемой трактовке. Концепция, заложенная автором в представленное произведение, отмечена не только логическим подходом, но и выразительными эмоциональными переживаниями, усиленными сдержанной монохромной гаммой, практически лишенной полутонов. Возможно название работы «Чистилище» не очень метко отражает всю объемность художественного замысла, заостряя внимание лишь на одном его эпизоде, однако этот момент ничуть не снижает уровень этой монументальной картины.