Рецензия на работу «Искусство ХХ век». Витраж. Художник У Ся

Рецензия на работу «Искусство ХХ век». Витраж.
Объект: Академия искусств в Пекине.
Художник У Ся (гр-ка КНР), мастерская проф. Быстрова А.К.

 

 

Искусство XX века отличалось многообразием форм, разнообразием течений и направлений. В представленной работе У Ся предлагает свое сценарное решение темы, построенное на принципах коллажа, имея ввиду сочетание разнородных фрагментов различных стилей, чаще всего из творчества прошлого, отражая в работе полистилистику, присущую прошлому веку. При этом нередко используются псевдоцитаты, что переводит некоторые части в область псевдоколлажа.

Также в работе присутствует обилие стилизаций, выполненных автором и воссоздающих если не «дух», то по крайней мере, «букву» творческой манеры кого-либо из предшественников – К. Малевича, А. Матисса, П. Пикассо и других.

Отдав дань уважения в боковых частях триптиха к классическим постулатам, сформулированным еще Леонардо да Винчи (изображение витрувианского человека в правой части) и академическому образованию (изображение лестницы в здании нашей академии в левой части), художница представила полифоническое выражение своего понимания и чувствования искусства прошлого столетия.

Левая часть работы сформулирована довольно лаконично, с красивым ритмическим рисунком в верхней части, и она задает тон основному повествованию центрального полотна изображениями в упрощенных формах в нижнем левом углу, а оранжевая дуга в правом верхнем углу обозначает мягкий вход в основную композицию работы.

Основной холст представляет собой некое либретто на заданную тему. В свое время П. Пикассо конструировал живописные композиции как хаотичное напластование линий, плоскостей и объемов или создавал монтаж геометрических «лоскутов», иногда превращая свои произведения в разного рода шарады, кроссворды и головоломки, требующие пытливого вглядывания, чтобы различить реальные детали и попытаться сформировать какие-либо ассоциации. В верхней части этого полотна У Ся активно применяет подобные подходы. Здесь можно увидеть и весьма стилизованную отсылку к античным образцам – колонну с псевдокоринфской капителью, коллажами в стиле П. Пикассо, намеками на африканскую тему в творчестве Анри Матисса и Пабло Пикассо. Таким образом, автор смогла создать сложную монтажную композицию, перенасыщенную трудносовместимыми сочетаниями всевозможных объектов, создающих дополнительные шумы.

Здесь же У Ся смогла задать сложносоставную ритмику работы. Основная линия, идущая от фигуры рабочего, стоящего на лестнице в левой части, объединяет многофигурную постановку с обилием персонажей в единое целое. Затем одна ритмическая линия сворачивается в спираль, диктуемую лестничным поворотом и уходит вверх, устремляясь к центру композиции, а вторая — уносится в правый верхний угол правой части триптиха, подчеркнутая оранжевым цветом, таким образом, объединяя все три части работы.

Безусловно, автор не могла обойти знаковых художников XX века, творчество которых оказало сильнейшее влияние на развитие всего мирового искусства. И здесь мы видим персонажей картин К. Малевича, демонстрирующих супрематическое мироощущение — когда связь с физическим миром теряется и совершается переход в качественно новое состояние, здесь есть и «Человек в котелке» Рене Магритта.

Искусство начало прошлого столетия по линии времени и композиции движется в сторону середины-второй половины века. И знаковой фигурой этого периода является Сальвадор Дали со своими художественными подходами.

Таким образом, У Ся представила свой взгляд на развитие искусства в XX веке, показала основные направления его развития, создав многосложный образ художественной эпохи.