Рецензия на работу «Кантелист». Художник А. Громова

Рецензия на работу “Кантелист”. Художник Арина Громова, мастерская  Загонека В.В.

Арина Громова. Кантелист
Арина Громова. Кантелист

В этой работе удивительно органичным тонким образом сплелись живописной вязью эпичность и реальность.

Кантелист — музыкант, играющий на карело-финском народном музыкальном инструменте кантеле. И сразу же  возникает ассоциативная связь между народной музыкой и руническим эпосом “Калевалой”.

Изначально Арина Анатольевна не ставила перед собой задачу проиллюстрировать литературное произведение, но в процессе работы художественный образ сложился естественным путем. Характерный облик суровой северной природы Карелии, оттененный яркостью красок солнечного заката, оживляющего пейзаж, и подчеркнутый живописной техникой, носит несколько стилизованный характер. И в центре композиции присутствует главный герой — кантелист, живущий в этой невыхолощенной, несколько дикой среде. Суровый, с тяжелым взглядом — северные люди суровы внешне, но это нисколько не говорит об их душевных качествах, он очень тесно связан с этой природой, являясь неотъемлемой её частью. И цветовое решение лишь подчеркивает это ощущение — благородная седина с оттенками ягеля — оленьего мха, руки, напоминающие кору кряжистых таежных деревьев.

У этого героя существует реальный прототип — музыкант-кантелист Максим Гаврилов, который, к сожалению, уже ушел в конце прошлого столетия. После его выступлений в финском городе Кухмо музыканта стали называть “современным Вяйнянёйненом”.

У автора этой работы, Арины, корни из Карелии. Она выросла в этих краях, с детства знала и природу, и музыку этих мест, и для нее все это органично и естественно. В процессе нашего общения Арина присылала музыкальные композиции, исполняемые кантелистами, и я не удивлюсь, если музыка стала одним из побуждающих факторов к созданию этой работы, художница очень тонко слышит и чувствует ритмы и интонационные мотивы, несомые народными мелодиями и подчеркнутые звуками кантеле.

Кантелист не играет, он только что закончил мелодию. И, как в руне “Калевалы”, звери и птицы приходили слушать Вяйнянёйнена, так и на холсте мы видим различных персонажей, замерших около него.

Состояние сказочности, чего-то нереального, очень сложно передать в изображении, и, как правило, эта задача решается использованием дополнительной декоративности, но Арина смогла передать атмосферу сказки при помощи живописной техники, усилив ее колористическим решением.

Вообще работа очень светлая, мелодичная, напитанная эмоцией и, на мой взгляд, это сложившийся цельный художественный образ единства человека с природой.

Поделиться с друзьями