Рецензия на работу «Крестный ход». Художник Татьяна Балкова

Рецензия на работу «Крестный ход».
Художник Татьяна Балкова, мастерская доц. Савкуева Х.В.

Крестный ход – символическая проекция протяженности человеческой жизни, проживая которую люди могут как возрастать в благочестии, так и совершать неправедные поступки, многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности. Крестный ход – это время молитвы, а Иисус говорил: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них».

Молитвенное шествие с иконой — это духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Это — внешний обряд, способствующий духовному росту внутри, в душе человека. Подобный опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, а опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален.

Соприкоснувшись с Крестными ходами в таком уникальном по силе месте, как Соловецкие острова, Татьяна очень остро восприняла и приняла как саму традицию, так смогла и ощутить, и прочувствовать силу этого действа. Наверное, правильно сказано: «Не был на Соловках – еще и не молился!»

«Соловки – далекие острова в студеном Белом море на краю земли, с вымоленной чудотворцами благодатью. Сила ее всепроникающа… Бесчисленные странники, монахи, стрельцы, солдаты, простые русские люди и патриархи Церкви веками проходили по каменистой земле островов, оставляя след в вечности. Мы ее часть, и дела наши продолжают то, что делали наши предки. И свет невечерний освещает наш путь». Так говорит о Соловках еще один художник – Геннадий Правдин, более 30 лет посещающий Соловецкие острова и всей душой воспринявший природную силу и энергетику места.

В своей работе автор представила собирательный образ Христианской Руси, выбрав фоном обобщенную отсылку к Ростовскому Кремлю, а также расположенные перед многочисленными храмами деревянные избы – прообраз русских деревень. На переднем плане движется Крестный ход.

Удивительно, но в нашем разговоре Татьяна сделала акцент на том, что для нее Крестный ход – это праздник, это – свет, это – радость. Как говорят, есть два пути к Богу: молитва и радость. Радость в глубоком понимании этого слова. Человек, который радуется не может творить худое – он открыт, он чист, он беззлобен.

В работе очень много указаний на свет: и традиционная церковная атрибутика, используемая в шествиях, и свечи в руках священника. Свет – это любовь, свет – это радость.

На востоке существует поговорка «Иди на свет!», но только свет этот не во вне, а внутри тебя. Свет – это Дух, в соединении Души с которым рождается Одухотворенность, дающая силы и обуславливающая Крепость Духа.

В традиционную форму торжественного шествия автор ввела дополнительные атрибуты, акцентируя внимание на том, что важно именно для нее. Деликатно, неброско, но значимо. Это работа, которую надо воспринимать не буквально, это – живописная метафора обретения себя.