Рецензия на работу «Материнство» (Гобелен)
Объект: ФГБНУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О.Отта»
Художник Лебедева Д.В., мастерская проф. Быстрова А.К.
Материнство – это одно из самых важных предназначений женщины. Быть женой, матерью, хранительницей домашнего очага. Это – истинная суть женщины, заложенная самой природой. Более того, это – ее миссия.
Цветовая гамма, выбранная Дарьей Викторовной при разработке всей композиции основана на символике сочетанных цветов: голубого – цвета небесной сферы, мира горнего, охристо-коричневатых и зеленых оттенков мира земного – мира дольнего. Эта работа пропитана определенной символикой, не только колористического решения, но и трактовки самих персонажей. Ритмическое звучание работы подчеркивает вертикальное членение архитектурных форм объекта, а также автором сформулировано художественное решение композиции, ассоциирующееся с трехапсидным храмом. И, наверное, это не случайно, поскольку рождение нового человека – явление невероятное.
К теме материнства обращались многие живописцы различных эпох, и одним из центральных сюжетов этих обращений являлся евангельский мотив Благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении. В левой части триптиха, сформулированной на основе канонических изображений, Дева Мария предстает перед нами в образе женщины, тесно связанной с миром небесным своей совершенной чистотой, в одеждах синего цвета. Божественный свет, льющийся из левого верхнего угла и освещающий присутствие Духа Святого, создает вход в композицию.
В правой части работы Дарья обратилась к мотивам жития православных святых Петра и Февронии, почитающихся покровителями семьи и брака, тем самым создав образ семейных ценностей, верных отношений, любви и преданности в браке, и, конечно же, рождения детей. Здесь художник усиливает звучание зеленоватых оттенков, символизирующих жизнь и надежду. Эта часть статично замыкает собой все трехчастное произведение.
Но все же Дарья Викторовна обращает свою работу к обычной земной современной жизни и очень органично формирует переход от Священного Писания и апокрифических текстов к реальной жизни. Кульминационным становится изображение Матери с большой буквы с младенцем на руках, охристо-коричневатые оттенки одежд которой подчеркивают ее принадлежность к дольнему земному миру. Она – такая же как все женщины, а синий цвет ее накидки не дает забыть о том, что рождение ребенка – это всегда чудо.
Но жизнь – явление сложное, и иногда чудо происходит не благодаря, а вопреки. И рядом оказываются люди, которые посредством выбранной профессии для многих детей становятся посредниками между двумя мирами. Триптих предназначается для института им. Д.О. Отта, основанного в 1797 году, где врачи помогли появиться на свет огромному множеству новорожденных, зачастую спасая жизнь и младенцам, и матерям. И недаром автор вводит сюда изображение операционных ламп под тем же углом, что и луч Божественного света в первой части композиции. В искусстве, как и в обычной жизни, ничего не бывает просто так.
Изогнутые драпировки создают мягкую связку всех частей триптиха, который достаточно декоративен и достойно сможет украсить собой интерьеры этого института.