Рецензия на работу «Мистерии М. Булгакова». Роспись. Художник Андреева П. А.

Рецензия на работу «Мистерии М. Булгакова». Роспись
Объект: Музей М.А. Булгакова, г. Москва
Художник Андреева П. А., мастерская проф. Быстрова А.К.

                                                                                      Обращаясь к теме, связанной с Михаилом Булгаковым, особенно в контексте «мистерии», довольно стандартным представляется решение, основанное на сюжетах значимых произведений писателя – «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Бег» и других. Однако Полина Андреевна, не ограничившись подобным подходом, создала свою масштабную мистерию самого Михаила Булгакова в контексте исторической эпохи, ее действующих лиц и, конечно, произведений.

Проработав огромное количество литературы, как исторической, так и документальной, погрузившись в атмосферу той непростой эпохи, П. Андреева смогла сформировать собственное понимание происходящего, и срежиссировать эту мистерию, выстроив ее внутреннюю драматургию и задействовав все художественные инструменты.

Безусловно, агрессивное колористическое решение работы вызывает ощущение тревоги, беспокойства, иногда ужаса от надвигающейся беды. Но выбор примененной гаммы вполне оправдан — эпоха, нашпигованная отнюдь не мирными событиями, происходящими вокруг, была более чем неспокойной, напряжение витало в воздухе. Жесткие ритмы, прорезающие композицию лишь подчеркивают жестокость и неумолимость событий.

1920-30-е годы – послереволюционное время, Гражданская война, ломка старых устоев, во главе страны стоит И. В Сталин, в Москве сносят храм Христа Спасителя, на главной площади города построен Мавзолей. Жесточайшая динамика, присущая тому времени, словно делает паузу в раскаленном круге во время диалога Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри в левой части работы.

В центральную часть встроена еще одна мистерия – литературная.  В чем-то саркастически резкая, приправленная несравненным булгаковским юмором. Грандиозная мистификация, заключенная в рамки формата — свита Воланда, персонажи романа «Мастер и Маргарита», как ключевого произведения, на котором сделан акцент в данной работе, и распятая открытая Душа.

Переклички событий, отражения их в романе, художественные образы и параллели. Все это связывалось в реальной жизни и проецировалось на события в литературных произведениях писателя.

Непростые отношения М. Булгакова с театром в целом отражены в правой части триптиха. Михаил Булгаков одновременно любил и ненавидел театр. После достаточно сложного периода он вошел в магический “первый круг” главного театра страны МХАТа, но совсем не на тех условиях, о которых мечтал.

В реальной жизни все подчинялось единому общему ритму. Вихрь событий, калейдоскоп близких людей и центр этого вихря – сам писатель в темном символически «первом» кругу.

Крепкое композиционное решение связывает все три части художественного произведения, заставляя их звучать в унисон, а Полина Андреевна смогла продемонстрировать сложившееся мышление художника-монументалиста, отразившееся в этой сложной и крепкой работе.

Поделиться с друзьями