Рецензия на работу «Блокада». Эскиз мозаики.
Объект: Музей блокады и обороны Ленинграда
Художник Иванова Юлия Николаевна, мастерская проф. Репина С.Н.
Тема блокады Ленинграда очень значима для нашего города, и сама блокада – одна из тех страниц истории, которые никогда не позволят нашему городу стать гламурным модным местом, звенящим своей пустотой.
События, произошедшие в середине прошлого века, затронули практически каждую ленинградскую семью, и практически для каждого жителя нашего города это очень личная тема. Для Юлии Николаевны, как она сама только что сказала, тема также непосредственно касается истории ее семьи.
При разработке оформления фасада Музея блокады и обороны Ленинграда, автором было выбрано лаконичное решение, ставшее очень концентрированной квинэссенцией блокадных образов. Мы все, оглядываясь из нашего времени назад, воспринимаем блокадные дни через призму сохранившейся черно-белой кинохроники и черно-белой фотографии. Юлия Николаевна решает поставленную задачу в той же контрастной суровой гамме, усиливающей эффект воздействия на зрителя.
Надо сказать, что Юлия Николаевна разработала огромное количество эскизов композиционных решений, но для дипломной работы был выбран, наверное, самый удачный вариант предложенного сценария.
Черный круг на белом фоне разделен на 4 сектора, в каждый из которых вписаны сюжеты. Резкие неправленые разломы льдин создают динамическое напряжение в этой работе. Выверенная графическая хаотичность льдин контрастирует с изображением выверенной кладки гранитной набережной. Хаос и упорядоченность. И здесь, на этой набережной – единственный персонаж этой картины. На эскизах были представлены различные варианты решений этого персонажа, и автор счел нужным остановиться именно на этой одинокой фигуре. Был вариант фигуры, везущей санки. Не нужно объяснять, о чем это говорит. Но Юлия выбрала более сильное решение: фигура чуть наклонена вперед – человек медленно собирается с силами, чтобы сделать следующий шаг. Кроме того, она смогла уловить и передать тот самый импульс замедленного движения.
За тот небольшой период, который прошел от просмотра работ на общем обходе до нашей следующей встречи, Юлия Николаевна внесла вроде бы незначительные коррективы – эту фигуру она расположила за решеткой. И эта, казалось бы, незначительная деталь сформировала художественный образ одного из аспектов жизни блокадного города.
В правом верхнем секторе – опять динамика: лучи прожекторов прорезают черное небо в поисках вражеских самолетов. Главная центральная доминанта работы – Исаакиевский собор контрастно разделен на две половины. Одна из которых находится на ночной, темной стороне. Другая сторона – более статичная, спокойная и светлая, более того, она освещена солнцем. За темнотой ночи всегда следует рассвет.
На мой взгляд, Юлии удалось в этом небольшом пространстве работы сконцентрировать все то, что понимают под термином «блокада Ленинграда» и создать не декоративную иллюстрацию на фасаде здания, а мощнейший художественный образ этого трагического этапа Великой Отечественной войны.
Я считаю, что данная работа является цельной, законченной и заслуживает самой высокой оценки.