Рецензия на работу «Рождение империи». Эскиз росписи.
Объект: метро, г. Сиань
Художник Ань Бо, мастерская проф. Быстрова А.К.
История родной страны всегда дает возможность художникам предложить свой вариант видения и трактовки событий давно прошедших времен. Более того, именно исторические события вдохновляют мастеров изобразительного жанра создавать художественные образы уже случившихся фактов.
Ань Бо обратился к, наверное, самой значимой личности в истории Китая – императору Цинь Шихуанди, первому настоящему императору единого Китая, в 221 году до нашей эры объединившего шесть враждующих царств в единую империю с общим сводом законов и вертикалью власти, и в последующие годы принесшего в Китай порядок и покой. И именно при нём в 215 году до н.э. началось строительство Великой китайской стены.
При разработке выбранной темы, автор, отталкиваясь от статичной левой части, энергичным диагональным вектором в центре даже не входит, а врывается в композицию, и задает динамичное движение, которое в правой части продолжается более мягким, текучим следованием вдоль изображения прохода по Великой китайской стене.
Статическое решение левой части работы не случайно. Статика – есть устойчивость. И именно здесь художник говорит об уже свершившемся объединении государств. Безусловно, это затронуло все слои населения – государственных служащих, министров, военных, простых людей. Здесь же можно увидеть символы той эпохи – треножник, необычную винную бутылку, поскольку изображенные предметы являются уникальными произведениями того времени.
Центральная часть композиции отводится периоду завоевательных войн. Четко сформулированное выразительное художественное решение позволяет в полной мере прочувствовать масштаб личности и потенциал первого императора Поднебесной как крупного темпераментного военачальника. Яркий образ главного персонажа доминирует над остальными действующими лицами, а его фигура приближается к тому, чтобы стать своеобразным символом личности – «горящей звезды», которая ведет за собой массы, увлекая их своей харизмой.
Автором хорошо проработана многофигурная композиция этой части работы. Здесь нет хаоса и нагромождения, движения персонажей грамотно скомпонованы и эффектно выражены, все действующие лица взаимодействуют друг с другом, все взаимосвязно.
Художник интересно работает с цветовыми пятнами, должным образом их уравновешивая и расставляя акценты, которые работают на формирование полноценного художественного образа этого сюжета. Кроме того, он также умело использует приемы некоторой стилизации.
Чуть правее возникает «пауза» в интенсивном движении – военная стычка с представителями одного из царств, также мужественно сражающимися за свою страну.
Интересна деталь – темным, лицам персонажей, задействованных в военных сценах центральной и правой части работы Ань Бо противопоставляет белые, спокойные, светлые лица мирного времени, последовавшего за вооруженным конфликтом (в левой части работы).
Зигзагообразные ритмы, использованные автором при разработке данной темы, создают необходимое напряжение, а спокойное плавное решение выхода из столь напряженной композиции изображением уходящей вдаль и ввысь лестницы и Великой китайской стены, приводит к необходимому балансу правую и левую части работы.
В целом, художнику удалось создать содержательный художественный образ эпохи, должным образом разработать программу монументальной росписи, которая сможет стать достойным украшением городского сооружения.