Рецензия на дипломную работу «Эскиз росписи фриза страстного цикла храма иконы Федоровской Божией Матери в г. Горячий Ключ”. Художник М. Максимова

Рецензия на дипломную работу «Эскиз росписи фриза страстного цикла храма иконы Федоровской Божией Матери в г. Горячий Ключ”.
Художник Милада Максимова, маст. проф. Крылова А.К.

Для оформления подкупольного пространства храма Милада Олеговна выбрала ориентиром критскую иконописную школу, где византийские образцы сочетались с мотивами итальянского искусства. Однако представленный здесь разработанный фрагмент фриза имеет и свои особенности.

Одним из ярчайших представителей критской школы был Феофан Критский, на произведения которого ориентировалась Милада. Он при оформлении храмов фресковой росписью зачастую использовал темный фон, на котором особо эффектно смотрелись декоративные детали и элементы, характерные для Италии. Кроме того, в оформлении храмовых сводов художник использовал сцены из житийных циклов святых с сюжетами их гибели.

Переосмысление дипломанткой перечисленных выше особенностей декорационных подходов привело к рождению нетрадиционного художественного решения для оформления купольного фриза с размещением там Христологического цикла, отраженного в христианских праздниках в литургическом порядке, с включением Страстного цикла.

Для российских храмов не является характерным вынесение Страстного цикла в верхнюю часть храма, но как указала автор работы, это соответствует рассмотренным традициям критской школы, а сам Страстной цикл — самый важный, предваряющий главный православный праздник — Пасху, Воскресение Христово. И поэтому именно эта часть фриза была выбрана для детальной разработки.

Отказавшись от ярко выраженных черт итальянского влияния, как то — спинные изображения, например, в сцене Распятия, но однако, сохраняя мелкую декоративную проработку воинских доспехов, в одеяниях действующих лиц Милада обращается к палитре русского иконописца Дионисия, для которой была характерна нежная прохладная, пастельная палитра.

Кроме того, и колористическое решение, и трактовка образов представленных персонажей в каждом из сюжетов Страстного цикла — и в сцене Распятия, и Снятия с креста, и Положения во гроб — связывают поствизантийскую критскую школу с традициями русской школы храмовых росписей, и придают результату этого синтеза современное звучание без отступления от канонических норм.

Вообще работа очень интересная, привлекающая своей нехарактерностью, нестандартностью художественного решения, и является результатом авторского творческого поиска.

Поделиться с друзьями