Рецензия на дипломную работу «Эскиз росписи «Живоносный источник» Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Храм Живоносного источника». худ. Татьяна Фоминова. Мастерская проф. А.К. Крылова
Перед нами работа, объединившая в себе множество стилей и подходов к трактовке выбранного сюжета.
Надо сказать, что приехав из региона, где практически не осталось храмов и, соответственно, отсутствуют образцы храмовых росписей, Татьяна Николаевна заинтересовалась именно этим направлением в живописи, и в процессе обучения у нее родилось и сформировалось глубокое внутреннее понимание этого направления в искусстве.
Разрабатывая сложную многофигурную композицию на сюжет церковно-исторического предания “Живоносный источник”, автор стремилась создать роспись с русским характером, и в свою работу она вводит стилистические интерпретации изображений, характерных для живописных подходов Андрея Рублева в верхней части эскиза, прекрасно соотнося ангельские силуэты и архитектурные кулисы дальнего плана.
При посещении во время учебы Ферапонтовского монастыря, на Татьяну огромное впечатление произвели фресковые росписи Дионисия, и в своей росписи она использует строгость и торжественность трактовок некоторых групп персонажей с изящно удлиненными пропорциями фигур и миниатюрными головами. Одеяния действующих лиц выполнены в прохладной колористической приглушенной гамме с преобладанием светлых оттенков, характерных для дионисийских традиций.
При создании эскиза Татьяна использовала натуральные пигменты, характерные для живописи XV столетия, в некоторых случаях, при необходимости, добавляя в них растертый мрамор для достижения требуемого визуального эффекта.
Учитывая византийские живописные традиции, в работу (в левую нижнюю часть) введена ритмичная группа, где в одеждах действующих лиц присутствует светоносный белый цвет, а сама живопись лишена драматизма, а в противовес ей противоположная группа, с правой стороны, решена с учетом более поздних маньеристических тенденций с включением изогнутых силуэтов и некоторой эмоциональной экзальтированностью.
Столь значительное разнообразие временных подходов и стилистических тенденций очень гармонично объединены в целостную работу, что, думаю, надо поздравить и художника, и мастерскую с созданием в довольно жестких установленных рамках церковной живописи абсолютно самостоятельного художественного произведения, выполненного с большой душой.