Рецензия на работу “Дальневосточный рубеж”. Эскиз росписи музея В.К. Арсеньева в г. Владивосток. Художник Евгений Макеев, мастерская проф. Быстрова А.К.
Работа “Дальневосточный рубеж” создавалась автором для оформления музея им. В.К. Арсеньева в г. Владивосток.
Тема монументального произведения ориентирована на историческое развитие региона, и трехчастная композиция выстроена по трем важным временным историческим точкам. Левая часть посвящена периоду освоения дальневосточных земель и территории Восточной Сибири с середины XIX века, в частности, экспедиции адмирала Г.И. Невельского, который доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее. Именно Невельской стал основателем Николаевска-на-Амуре, а самым главным результатом экспедиции стало установление государственной границы России и Китая по реке Амур в 1858 г. В композицию, кроме адмирала (центральная фигура) включены действующие лица — участники экспедиции Г.И. Невельского: военные исследователи, среди которых Завойко В. С., Чихачев Н.М., Буссе Н. В. В этой группе присутствует и Антон Павлович Чехов — русский писатель. Не совсем обосновано его появление в этой части работы, все-таки Чехов посещал Сахалин гораздо позже, если говорить о временных рамках событий, но, видимо, автор основывался на привязке к о. Сахалин. Здесь же мы видим изображения ростральных колонн, напоминающих о том, что путешествие Г.Н. Невельского начиналось из Санкт-Петербурга.
Некоторую динамику придают композиции охровые диагональные элементы, подчеркнутые треугольниками парусов, а чайки, летящие вправо, на Восток, словно задают направление дальнейшего просмотра.
Центральная часть работы посвящена человеку, который оказал значительную поддержку Г.Н. Невельскому в его исследованиях — Н.Н. Муравьеву-Амурскому и его сподвижникам. Рядом с генерал-губернатором Восточной Сибири (центральная фигура) мы видим кораблестроителей и флотоводцев, гидрографов и офицеров, среди которых Арсеньев Владимир Клавдиевич — русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока, имя которого носит теперь музей во Владивостоке. Сам Николай Николаевич был основателем городов Хабаровск и Владивосток, и именно поэтому в центральную часть композиции введены изображения некоторых знаковых символов города Владивосток — герба города, Русского моста, советского сторожевого корабля “Красный вымпел”.
Заключительная часть работы посвящена периоду Русско-Японской войны, рубежу XIX-XX веков, и основной темой заключительной части произведения становится воинская доблесть русских офицеров. Композиция формируется вокруг ключевой фигуры — адмирала С. О. Макарова: океанографа, исследователя, кораблестроителя, изобретателя минного транспорта, пионера использования ледоколов и не только. Среди офицерского состава присутствует и В. В. Верещагин — художник, который погиб в 1904 году вместе с адмиралом С.О. Макаровым при подрыве на мине броненосца “Петропавловск” на внешнем рейде Порт-Артура.
Работа решена в холодной сине-голубой гамме, с незначительным количеством охристых элементов, оживляющих общий строй композиции, в которой напряженность высказывания достигается предельно скупой цветовой гаммой. Стилистика произведения ориентирована на классические образцы советской монументальной живописи 1970-х гг. с отсылками к суровому стилю. Несмотря на метафоричность высказывания, все персонажи изображены со значительным портретным сходством и безошибочно узнаваемы за исключением дополнительных действующих лиц, введенных для усиления элемента повествовательности (например, матросы с “Паллады” и “Байкала”). Произведение монументально, автор апеллирует к ценностям плоскости, контрастности и создает выразительные монументальные образы во славу российских военных моряков и исследователей.