Рецензия на работу “Жанна Д’Арк”. Художник Н. Витковская

Рецензия на работу “Жанна Д’Арк”. Эскиз росписи. Объект — вокзал в г. Антверпен.  Художник Наталья Витковская, мастерская проф. Быстрова А.К.

Когда говорят о роли личности в истории, то в первую очередь, как правило, затрагивают сильных мира сего — военначальников и правителей. Но история хранит и другие примеры людей, оставшихся в ее памяти, пронесшиеся ярким метеором, но сумевшие изменить ее ход. Одним из таких персонажей является Жанна д’Арк, молоденькая пастушка из деревни Домреми на границе Шампани и Лотарингии, “Жаворонок”, как назвал её в своей пьесе Жан Ануй.

В своей работе Наталья Игоревна постаралась создать как художественный образ эпохи, так и представить канву событий, охватывающих всего 2 года в рамках 100-летней войны, сконцентрировав внимание на главной героине, которой в начале повествования было всего 17 лет.

Здесь мы видим целостное повествование, начинающееся событиями, связанными со взятием г. Орлеан в левой части работы. В 1428 году Орлеан был осажен англичанами, но в 1429 году, убедив дофина дать ей войска для снятия осады с Орлеана, героиня смогла освободить город. Жанну вела вера, и именно с огнем этой веры она смогла повести за собой мужчин, приведя их к победе.

Огонь веры — главная тема данной работы. Веры не слепой, а осознанной, подкрепленной пониманием того, что ее страна должна жить, должна сохранить самостоятельность. Именно вера придавала силы главной героине работы. И в центральной части представлен художественный образ — Жанна, на летящем коне в ореоле свечения в окружении ангелов. Как известно, по уверениям Жанны она слышала голоса архангела Михаила, святой Екатерины Александрийской и Маргариты Антиохийской, которые открыли, что именно ей суждено снять осаду с Орлеана, а потом вели ее на протяжении всей недолгой жизни. И на полотне мы видим всех этих персонажей.

После взятия Орлеана Жанна разгромила английские войска при Пате, открыв дорогу на Реймс, где дофин короновался под именем короля Франции Карла VII.

Жизнь самой Жанны закончилась в плену. Новоиспеченный король Франции не удосужился вызволить из бургундского, а потом английского, плена ту, которая привела его к престолу. Хотя Жанна содержалась в тюрьме как военнопленная, она была осуждена за ересь и сожжена на костре. И правая часть работы повествует об этом трагическом финале. Но чтобы не завершать работу на трагических тонах, автор вводит в правый верхний угол изображения птиц — символов души и продолжения жизни.

Для создания этой работы Наталья глубоко изучала исторические материалы, более того, погрузившись в тему, она нашла изданные малым тиражом переводы со старофранцузского тексты допросов Жанны Д’Арк.

Рассматриваемые события происходили во Франции, но как утверждает автор, “есть личности, вне времени и вне концепций, и деяния таких людей дают ориентиры ныне живущим”.

Автору удалось создать целостный художественный образ эпохи и Франции того времени, полыхающей, как свеча. Работа очень темпераментная, живописная, на мой взгляд сложившаяся и гармонично вписывающаяся в предложенную архитектуру Антверпенского вокзала.